Северная Европа и интеграция: превратности отношений с ЕС.
Несмотря на то что Дания, Швеция и Финляндия относятся к наиболее богатым странам среди участниц ЕС по уровню жизни и социального обеспечения, их влияние на макроэкономические показатели группировки и курс интеграции незначительны, поскольку все они отличаются малым экономическим потенциалом. Действительно, в этих трех странах проживает только около 4% общей численности населения ЕС. О степени их влияния на формирование политики ЕС можно приблизительно судить на основании их представительства в высших органах Европейского союза: Европейском совете, Европейской комиссии, Европейском парламенте до и после расширения. Возможности трех стран (Дании, Финляндии и Швеции) оказывать влияние на решения ЕС после его расширения на страны Центральной и Восточной Европы уменьшились.
В настоящее время все североевропейские страны являются кредиторами (донорами) европейской интеграции (включая Норвегию, но без Исландии), так как их взносы в бюджет ЕС превышают те поступления из него, которые они получают по коммунитарным каналам (из аграрных фондов, Европейского фонда регионального развития или Социального фонда ЕС). Среди нетто-получателей средств ЕС североевропейские страны не фигурируют. Таким образом Северная Европа не только участвует в финансировании дальнейшего углубления европейской интеграции, но и содействует процессам выравнивания уровней экономического развития, которые поддерживаются внутри ЕС, в том числе по отношению к странам-новичкам. До 1993 г. Дания была нетто-получателем средств ЕС (в размере который соответствовал примерно 1% ее ВВП), но теперь баланс ее платежей складывается в пользу ЕС. На долю Дании приходится примерно 2% единого бюджета ЕС. Швеция вносит в единый бюджет ЕС 2,9%, и она вышла в число лидеров ЕС по величине платежей в ЕС, если их рассчитать по отношению к национальному доходу. Взносы Финляндии самые маленькие среди этой группы стран: они составляют около 1,5% единого бюджет. В бюджете ЕС на 2008 г. доля трех североевропейских стран — 6,1 %.
Несмотря на то что Норвегия не является участницей ЕС, ее (по условиям ее участия в европейском экономическом пространстве — ЕЭП) обременили взносами в гак называемый Фонд выравнивания социальных и экономических различий. В период 2004—2009 гг. она должна будет внести в этот фонд 567 млн евро.
В настоящее время экономическое положение в североевропейских странах — лучше, чем в среднем по ЕС, а степень социальной защиты — выше, зато безработица — ниже (за исключением Финляндии). Поэтому дальнейшее углубление экономической интеграции в рамках ЕС не сулит этим странам никаких дополнительных преимуществ, но, напротив, несет с собой усиление угроз. Поэтому североевропейские государства не проявляют заинтересованности в переводе интеграционных процессов на более высокие ступени. Даже в Финляндии, которая проводит наиболее лояльный курс по отношению к ЕС, растет число так называемых «евроскептиков», и, как показывают результаты последних опросов общественного мнения, опубликованные газетой «Хельсингин Саномат», уже 1/4 финнов желало бы выйти из состава ЕС. Действительно, если Скандинавские страны проведут гармонизацию своей налоговой системы по образцу ЕС, то их государственные бюджеты станут дефицитными. Распространение интеграции на социальную сферу грозит снижением социальных стандартов, гармонизация налогов грозит дефицитом государственных бюджетов, либерализация и приватизация ведут к усилению позиций иностранного капитала, единое европейское гражданство и свободный рынок рабочей силы усиливает приток иммигрантов, которые разрушают тихий, но такой комфортный скандинавской образ жизни и т.д. Уже сейчас проведенные по требованиям ЕС дерегулирование экономики и приватизация государственной собственности заметно трансформировали сложившуюся в этих странах модель социально ориентированного государства, приближая его к европейским образцам.