Законодательство США о ценных бумагах 1933—1934 гг.
Рабочий аппарат, точнее, аппараты, Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам состоял из юристов, экономистов, бухгалтеров, экспертов по фондовому рынку и по работе фондовых бирж. Наемные сотрудники Комиссии работали в 10 региональных офисах, забрав в свою юрисдикцию всю территорию США. В этом структура Комиссии напоминала организацию Федеральной резервной системы с той разницей, что в составе последней были представлены и лица, принадлежащие к региональным банковским структурам. Аппарат Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам целиком состоял из федеральных служащих, что- являлось известной гарантией против влияния местных интересов. Никаких "обособленных" комиссий по ценным бумагам на уровне штатов законодательство США не предусматривало. Таковых нет и по сей день. Регулирование фондового рынка в США — исключительная компетенция федеральных властей, что, как выяснилось по прошествии 50 лет, вовсе не противоречит принципам федерального государственного устройства.
Не считая центрального аппарата в Вашингтоне, Комиссия имела свои отделения на Северо-Востоке (в Нью-Йорке и Бостоне), на Среднем Западе (в Чикаго и Кливленде), на Юге (в Атланте), в штатах, расположенных на территории Великих Равнин (Форт-Уэрте и Денвере) и на Дальнем Западе США (в Сан-Франциско и Сиэтле).
С самого начала в деятельности Комиссии были использованы последние достижения науки об управлении. Организационно ее аппарат был подразделен на соответствующие линейные (функциональные) и штабные (вспомогательные) отделы — юридический, регистрационный, биржевой торговли, по регулированию деятельности холдинговых компаний коммунального обслуживания, исследовательский, кадров и по подготовке годовых отчетов Конгрессу США. Аппараты региональных отделений Комиссии в целом повторяли структуру линейных подразделений центрального офиса. Весьма показательно, что на протяжении более чем пятидесятилетней истории существования Комиссии структура ее аппарата серьезных изменений не претерпела, хотя всем известна приверженность любой, в том числе и американской, бюрократии к реорганизациям, позволяющим демонстрировать власть имущим и широким слоям налогоплательщиков видимость кипучей деятельности — естественно, при полной пассивности на деле.
Основной целью деятельности Комиссии первоначально являлся надзор над исполнением Законов о ценных бумагах 1933 г. и о ценных бумагах и фондовых биржах 1934 г. В дальнейшем, после принятия соответствующего акта в 1935 г., прерогативы Комиссии расширились и она стала контролировать исполнение федерального Закона о холдинговых компаниях в коммунальной сфере. Заканчивая обзор организационной структуры, функций и полномочий Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, отметим, что ее появление весьма гармонично дополнило основные положения Законов 1933 и 1934 гг. По сути, Комиссия стала первым постоянным федеральным агентством, появившимся в начале периода "нового курса", деятельности которого если и оказывалось сопротивление, то в целом незначительное. Напомним, что десятки правительственных агентств и временных ведомств (не без иронии названные вашингтонскими журналистами "алфавитным салатом" из-за непривычных американцам аббревиатур — FERA, WPA, CWA, PWA и пр.) просуществовали не очень долго и, оставив зачастую яркий след в американской социально-экономической и политической истории, сегодня чаще всего являются объектами чисто кабинетных исследований. Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам — весьма уважаемый и респектабельный орган государственного управления, с самого начала своей деятельности заставивший деловые круги и общественность относиться к себе с максимальным почтением.
Рассмотрев в общем структуру и механизм работы Комиссии США по ценным бумагам и биржам, целесообразно обратиться к анализу конкретной деятельности Комиссии в годы "нового курса" (1934 — 1940 гг.).