«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.
Заседание Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 г. поручило Комиссии подготовить План действий на 2000—2003 гг. по «Северному измерению». Затем политика «Северного измерения» была конкретизирована в Плане действий, который был принят в 2000 г. в Фейра (Португалия) на саммите ЕС. План был рассчитан на период 2001—2003 гг. По своему содержанию этот документ может быть охарактеризован скорее как план намерений ЕС, перечень направлений, по которым ЕС собирался развивать сотрудничество с Россией по североевропейскому направлению, чем конкретный план действий.
Семнадцатого мая 2001 г. Романо Проди и В. В. Путин сделали совместное заявление о необходимости создания единого экономического пространства Россия—ЕС и начале энергетического диалога. Затем страны — участницы «Северного измерения» приступили к созданию специальных финансовых инструментов, предназначенных для практической реализации «Северного измерения» — в начале 2001 г. был создан Фонд ЕС «Экологическое партнерство в рамках "Северного измерения"».
Европейский совет в Гётеборге в июне 2001 г. рассмотрел первый полный отчет по реализации политики «Северного измерения», и были выбраны три приоритета: экология, проблема Калининградского анклава и борьба с преступностью.
Итак, в период с 1997 по 2000 г. «Северное измерение» сначала переросло в концепцию ЕС, а затем — в конкретную политику ЕС. Что же из себя представляет «Северное измерение»? Это — сложное, многоплановое, неоднозначное и уникальное явление, эта программа имеет как минимум четыре «измерения».
Во-первых, она представляет собой политику ЕС в определенном географическом направлении. Образование ЕС вызвало необходимость организации (в той или иной форме) отношений со странами, расположенными на внешних границах Европейского союза, и в этом аспекте она имеет несколько аналогов в виде средиземноморской политики, политики по отношению к странам — участницам Ломейских конвенций, политики по отношению к странам Центральной и Восточной Европы.
Во-вторых, «Северное измерение» — это инструмент сотрудничества — по терминологии Самюэля Хантингтона — через цивилизационный разлом; и в этом смысле ее можно сравнить с Хельсинкским.
В-третьих, «Северное измерение» — это механизм координации различных инициатив, направленных на Север Европы, таких как североевропейские региональные организации и разные программы ЕС, для которых такая политика — по замыслу — должна выполнять роль зонтика или интегратора. В идеале подобная координация должна привести к повышению эффективности работы организаций и программ, концентрируя их вокруг единой цели — развития нового европейского экономического региона, объединяющего территорию Балтийского и Баренцева морей в некое новое экономическое пространство. В этом отношении регион «Северного измерения» можно сравнить с европейскими мегарегионами, которые образуются на границе национальных границ. Например, такие образования возникли на стыке территорий Франции и Италии, ФРГ (Бавария) и прилегающими районами Австрии, а также между территориями датского города Хельсингер и шведских городов Хельсинборг-Мальмё, где стал складываться еврорегион после строительства моста через пролив Эресунн и т.д.
В-четвертых, оформление «Северного измерения» в виде особого направления политики Европейского союза можно рассматривать как крупный успех Финляндской Республики, один из немногих случаев, когда небольшая по своему экономическому потенциалу страна сумела оказать влияние на европейскую политику, придать ей новое направление. Секрет отзывчивости такого мощного блока, как ЕС, на инициативу маленькой Финляндии состоит в том, что ее правительству удалось сформулировать предложение, отвечающее интересам ЕС и Европы в целом.