«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.
В рамках программы ЕС ИНТЕРРЕГ III в регионе «Северного измерения» реализуется 5 проектов. Кредиты предоставляет ЕФРР Несмотря на то что этот фонд предназначен, прежде всего, для внутренних проектов, теперь допускается также кредитование отдельных проектов в России. В 2004 г. некоторые из программ ИНТЕРРЕГ получили возможность преобразования в программы добрососедства. В регионе Баренцева моря осуществляется программа «Стратегия и План действий для Баренцева региона до 2010 г.» Пилотные проекты по этой программе направлены на лесоводство, добычу полезных ископаемых, в том числе на морском континентальном шельфе. Россия и Финляндия разработали программу «Развитие сотрудничества между экологическими компаниями и образовательными учреждениями», которая опирается на помощь Центра новаций и технологии при участии Ленинградской области и области Лахти — Лаппеенранта. Проект нацелен на развитие кооперации между русскими и финскими университетами, институтами и компаниями по передаче технологии и активизации инновационной деятельности.
В документе «Расширение Европы и соседи: новые рамки отношений с нашими восточными и южными соседями» был принят новый подход, который основывается на опыте ТАСИС, ФАРЕ и ИНТЕРРЕГ Она направлена на вновь обретенных после расширения 2004 г. восточных соседей ЕС. На первом этапе главным будет улучшение координации, а на втором предполагается создать новые законодательные инструменты в поддержку международного трансграничного сотрудничества. Новая программа добрососедства охватывает широкий диапазон действий.
В области внутренних дел сотрудничество организует Балтийская целевая группа по борьбе с организованной преступностью (с 1996 г.), в первую очередь ее работа направлена против торговли наркотиками, украденными автомобилями, незаконной миграции и отмывания грязных денег. Это направление сотрудничества стало приоритетным для ТАСИС на 2000—2003 гг., а Юридическая академия в Домодедово получила финансирование от ЕС.
После переговоров между Россией, ЕС и Литвой была установлена новая система легального транзита между Калининградом и Россией.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что разработка и реализация Первого и Второго плана действий по «Северному измерению» позволили разработать механизмы его практической реализации, включая финансирование, что позволило существенно расширить сотрудничество по «Северному измерению». Были введены новые программы и инструменты, такие как: Электронный план действий (2002); Экологическое партнерство по «Северному измерению» (2001) и Фонд его поддержки (2002), а также Многосторонняя программа по окружающей среде для РФ (2003); Партнерство в области здравоохранения и социального обеспечения (2003).
Обсуждается предложение ЕС дополнить «Северное измерение» партнерством в сфере транспорта и логистики. Новый этап расширения сотрудничества по «Северному измерению» происходит в связи с тем, что восточная граница ЕС теперь вплотную приблизилась к России и европейским странам СНГ Поэтому осуществляется трансформация ныне действующих программ в программы добрососедства, включая возможное создание нового финансового инструмента ЕС, специально предназначенного для «Северного измерения». В финском парламенте был поставлен вопрос о целесообразности выделения в государственном бюджете страны отдельной строки «ассигнования на "Северное измерение"».
Финляндия была намерена также поставить вопрос о том, чтобы выделить в бюджете ЕС расходы, которые уже сейчас осуществляются на проекты по линии «Северного измерения», отдельной строкой. Это позволило бы более четко представлять их реальные размеры (сейчас эти расходы размазаны по разным статьям и программам ЕС), более точно анализировать ход выполнения политики «Северного измерения» и обоснованно ставить вопрос об их увеличении, если это будет необходимо. Это предложение было внесено финской стороной в период, когда председательство в ЕС перешло к Финляндии во второй половине 2006 г.