«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.
План действий по «Северному измерению» опирается на договоренности, достигнутые в мае 2003 г. на встрече представителей России и ЕС в Санкт-Петербурге относительно создания четырех общих пространств (общего экономического пространства, пространства свободы, безопасности и правосудия, пространство внешней безопасности, а также общего пространства в области научных исследований и образования, а также культуры). Чуть раньше, тоже в мае, было подписано соглашение о Многосторонней ядерной экологической программе для России, которая хотя и не означает создания общего экологического пространства, но является первым шагом в этом направлении.
План действий выделяет в качестве особых субъектов «Северного измерения» регионы со специфическими потребностями, а именно: арктические и субарктические области и Калининградский регион. Соответственно Комиссия ЕС учредила в рамках программы ТАСИС на 2004—2006 гг. специальную программу для Калининграда.
ЕС в рамках политики «Северного измерения» поддержал проект соединения электроэнергетических сетей России и ЕС, освоение Штокмановского месторождения и строительство северного трансе-вропейского газопровода и нефтепровода Ямал—Европа. Для двух последних проектов ЕС взял на себя подготовку ТЭО, ведь конечной целью является единый рынок энергии.
ЕС выразил готовность оказать содействие в повышении эффективности использования электрической энергии в России и предоставить опыт в подготовке законодательства, предназначенного для стимулирования экономии энергии. По программе ТАСИС ЕС оказывает содействие повышению эффективности использования энергии в трех областях России: Калининградской, Архангельской и Астраханской.
В порядке развития сотрудничества по энергетике были образованы две организации «БАЛТРЕЛЬ» («BALTREL») и «Балтийский газ». Эти две организации занимаются исследованием положения с электричеством и газом в регионе Балтийского моря. Конечной целью является создание единого в рамках Балтийского региона рынка электричества и газа, обеспечение надежности поставок, объединение электрических систем разных стран региона, так как пиковые нагрузки в этих странах не совпадают.
Второй план действий по «Северному измерению» ставит задачей создание мульти-модальной транспортной системы, несмотря на трудные природные условия, так как регион граничит с арктическими и субарктическими территориями, а частично и вторгается в них. Комиссия ЕС выдвинула на первый план реализацию транспортной системы «Автострады Балтийского моря». Согласно этой концепции Европейская транспортная сеть состоит из трех элементов: 1) европейская транспортная сеть на территории ЕС (проект TEN—Т); 2) транспортные коридоры в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ; 3) единое транспортное пространство, включающее развитие морского транспорта.
К региону, охватываемому Северным измерением, относятся транспортные коридоры I (Хельсинки—Варшава—Гданьск через Таллин, Ригу, Каунас) и IX (Хельсинки—Санкт-Петербург—Москва—Псков-Киев—Александрополис), а также Баренцево Евроарктическое транспортное пространство. Вне ЕС финансирование транспортных проектов осуществляется по программам ТАСИС, ИНТЕРРЕГ, а в странах Центральной и Восточной Европы — по программам ИСПА и ФАРЕ. После последнего расширения ЕС большая часть транспортных коридоров этого региона оказалось внутри территории ЕС.
В Балтийском регионе отмечается очень напряженное движение грузовых и пассажирских перевозок, особенно в Финском заливе. Значителен объем перевозок нефти нефтяными танкерами, в том числе с одной стенкой корпуса, что поднимает вопрос безопасности транспортировки нефти морским путем на уровень важной политической проблемы. Расширяется экспорт нефти через нефтяные терминалы в Приморске и Мууге. Как отмечает Хельсинкская комиссия, опасности экологических аварий возрастают зимой из-за льдов.