«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.

Важной проблемой, которую предстоит решать в ходе реализации «Северного измерения» (наряду с разработкой финансовых механизмов и инструментов), является согласование ее содержания между ЕС и теми его участниками, которые остаются вне ЕС, то есть Россией, Норвегией и Исландией. Фактически эти две проблемы и определяют успех реализации данной программы. На первых порах ЕС проводил более активную политику, молчаливо предполагая, что Россия должна принимать все инициативы и подключаться к их осуществлению, используя свои природные, финансовые и прочие ресурсы. В финансировании тех проектов, которые реализуются на территории Российской Федерации, доля кредитов со стороны ЕС составляет, как правило, меньшую часть, большую часть приходится изыскивать по другим каналам. Таким образом чем активнее Россия участвует в «Северном измерении», тем большее бремя ложится на ее финансовую задолженность перед Западом, естественно, это ограничивает ее активность в «Северном измерении». Кроме этого, препятствует расширению сотрудничества в рамках «Северного измерения» конкуренция между разными географическими направлениями политики ЕС: средиземноморское, восточное и северное, за каждым из которых стоят интересы разных стран и групп стран ЕС. Вплоть до 2004 г. северное направление политики ЕС явно проигрывало в конкуренции другим направлениям его внешней политики. Германия больше всего проявляла интерес к странам Центральной и Восточной Европы, Франция — к Средиземноморью, в то время как «Северное измерение» имеет высокий приоритет, прежде всего, у Финляндии и в некоторой мере у Швеции.

Есть проблема согласования интересов ЕС и России, которые далеко не всегда совпадают, есть трудности в совмещении подходов. Например, для ЕС приоритет N° 1 — это ядерная и энергетическая безопасность, а для России эта проблема уступает по своей значимости экономическим проблемам.

Возникает также конкуренция между отдельными проектами, отбираемыми для «Северного измерения», иногда их нелегко про-ранжировать и расставить приоритеты. Поэтому за истекшее время с 1997 г. МИД России неоднократно критиковал политику ЕС по «Северному измерению», в частности Первый и Второй планы действий. Поэтому в 2005 г. ЕС предложил Российской Федерации разработать политическую декларацию и подписать рамочный документ по политике «Северного измерения» на период после 2007 г., когда истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

Политика ЕС по «Северному измерению» всегда рассматривалась в контексте общей политики ЕС по отношению к России, например, многие проекты «Северного измерения» фактически осуществляются за счет фондов, выделенных на реализацию программы ТАСИС. Эта связь становится еще более тесной в контексте новой стратегии ЕС — «Широкая Европа — политика по отношению к новым соседям» и разработкой на саммите Россия-ЕС в мае 2005 г. дорожных карт, предназначенных для достижения четырех общих пространств, договоренность по которым была достигнута еще в 2003 г.

Дорожные карты, как известно, включают в себя обширный список практических мер, согласованных Российской Федерацией и ЕС для реализации, правда, у них есть такой же недостаток, от которого страдает политика «Северного измерения»: отсутствуют ясные критерии, по которым следует расставлять приоритеты и устанавливать очередность реализации конкретных проектов. Финляндия выдвинула предложение рассматривать политику «Северного измерения» как региональный инструмент реализации четырех общих пространств. Если такой подход возобладает, го «Северное измерение» получит мощный импульс к развитию. «Северное измерение» получило усиленную политическую поддержку со стороны парламентариев России и ЕС, которые 7 апреля 2005 г. провели в Оулу конференцию по «Северному измерению».

Особенность взаимодействия России и стран ЕС на данном этапе состоит в том, что в соответствии с достигнутыми договоренностями «Северное измерение» должно превратиться в совместную инициативу всех стран Европейского Севера (в том числе России, Норвегии и Исландии) и ЕС, хотя до сих пор эта политика являлась инструментом стратегии ЕС, направленной на Север Европы.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,03% и составила 63746,442 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,73 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,1697 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 99,8811 руб.
17:57Рынок российских акций торгуется в незначительном минусе
17:49Нефтяные цены опять перешли к снижению
17:42Потребительское доверие в США в апреле резко понизилось
17:34Выручка PayPal в 1-м квартале увеличилась на 9%, чистая прибыль - на 12%
17:24Американские фондовые индексы снижаются в начале торгов
16:51Чистая прибыль Coca-Cola в 1-м квартале подросла на 2%
16:32Страны G7 хотят снижать зависимость от России в области атомной энергии
16:17Квартальная прибыль McDonald's повысилась на 7%
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 30 апреля снижается
15:58Аналитики прогнозируют рост ВВП Казахстана в январе-апреле в диапазоне 3,6-4,2%
15:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 15:30 мск составил 93,2728 руб.
Квартиры в новостройках Краснодара Это необходимо для предотвращения классических махинаций. Портал новостроек Пикато.ру обладает полной базой недвижимости, среди которых есть недорогие новостройки Краснодара. Мы предоставляем фотоотчеты о ходе строительства по всем объектам, предлагаемыv нами.