«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.
Участие России в проектах «Северного измерения» осложняет тот факт, что в ходе рыночной реформы в стране резко упало значение территориального планирования, практически отсутствует региональная политика. Это во многом делает беспредметным вопрос о критериальной оценке тех или иных региональных проектов, выполнение которых связано с участием России в «Северном измерении». В настоящее время в Российской Федерации фактически отсутствуют органы государственного управления, в функции которых входила бы экономическая оценка региональных проектов и ранжирование предложений по развитию международного сотрудничества, которые представляются с местного уровня власти на федеральный. В этих условиях федеральные органы оказались не готовы к тому, чтобы предоставлять в ЕС всесторонне взвешенные и основанные на экономических расчетах предложения по участию России в реализации политики «Северного измерения». В результате портфель инвестиционных предложений, поступивших от России в адрес ЕС и направленных на ее участие в «Северном измерении», который был представлен на рассмотрение Комиссии ЕС (КЕС) в период подготовки Первого плана действий, был составлен как простое сведение вместе в один документ предложений российских регионов. Технико-экономическая составляющая и согласование проектов отсутствовали, что затруднило их оценку со стороны Комиссии ЕС.
Усилить приток инвестиций из-за рубежа возможно с помощью изменения применяемых в России погранично-таможенных процедур, введения дифференцированного подхода. Например, возможно использование такого инструмента стимулирования международного экономического сотрудничества, как введение Преференциального таможенного режима для адресных проектов на Северо-западе Российской Федерации, которые представляют первоочередной интерес для российской экономики.
Особую проблему представляет собой бюрократизм и коррупция в России, решение этого вопроса выходит за рамки экономики и упирается в политику. Экономическая реформа, осуществляемая в России на протяжении последних 15 лет, привела к расцвету коррупции, которая достигла небывалых ранее масштабов.
Выработка и реализация политики «Северного измерения» на первых этапах в период до 2004 г. приносила успехи скорее в дипломатической и политической сферах, чем в экономике, так как его реализация была ограничена инвестиционными возможностями.
Расширение ЕС на Восток негативно повлияло на реализацию политики «Северного измерения», сместив его приоритеты в сторону Балтийского региона. Однако «позитивная взаимозависимость» между ЕС и Россией, провозглашенная стратегической задачей для ЕС в ее отношениях с нашей страной, не может быть достигнута без усиления сотрудничества в энергетике, в строительстве газо- и нефтепроводов, в научно-технической области, а именно тех направлений, которые являются главными в «Северном измерении». Именно поэтому роль «Северного измерения» в общей стратегии ЕС в современной обстановке повышается, а его переплетение с общей стратегией отношений Россия—ЕС усиливается. Жизнеспособность «северного маршрута» автоматически обеспечивает динамичность и жизнеспособность отношений между Россией и ЕС в целом, так как именно на Севере эти две хозяйственные системы сопрягаются в такой сфере, которая важна для энергетического сотрудничества, представляющего сердцевину их хозяйственного взаимодействия.
По мере реализации политики «Северного измерения» — от Первого ко Второму плану действий она принимала более прагматический характер, из области намерений стала переходить в практическую плоскость. Если в период до 2004 г. восточное направление политики ЕС было обращено в первую очередь к бывшим странам — членам СЭВа, которые образовывали для него в тот период ближнее зарубежье для ЕС. Сейчас ситуация изменилась, и теперь Россия и европейские страны — члены СНГ образуют ближнее окружение ЕС. Поэтому на новый период действия «Северного измерения» на 2004—2006 гг. Комиссия ЕС выдвинула новую инициативу «Широкая Европа — политика по отношению к новым соседям».