Реалии российского рубля.

Российский рубль на постсоветском пространстве - так была сформулирована тема круглого стола, прошедшего в ноябре прошлого года в Институте Европы РАН. Разговор во многом шел вокруг вопросов, связанных с использованием российского рубля во взаимных расчетах хозяйствующих субъектов, действующих на постсоветском пространстве. Они уже неоднократно обсуждались и на государственном уровне, и на уровне предпринимателей и обслуживающих их коммерческих банков.

Почему же тема «Российский рубль на постсоветском пространстве», обсуждаемая на круглом столе, была ограничена только проблемой его использования в расчетах? Наверное, потому, что считается: у российского рубля нет пока иных возможностей обслуживать международные экономические отношения, кроме средства расчетов. И это правильно. Но сказать об этом сегодня надо на тот случай, чтобы властные структуры, определяющие текущие и перспективные задачи экономического сотрудничества на постсоветском пространстве в отношении использования российского рубля, не забегали вперед.

Для этого важно оценить степень готовности российского рубля как денег-валюты обслуживать не только взаимную торговлю стран постсоветского пространства, но и другие сферы их экономического сотрудничества. Предстоит ответить на вопрос: сможет ли российский рубль на этом пространстве, где отношения между государствами международные, выполнять функции не только средства платежа, но и меры стоимости, средства накопления?

Ответ дает практика. Она убеждает в том, что в сфере частного использования российский рубль сегодня, как правило, во внешнеторговых контрактах валютой цены не является и тем самым не выполняет функцию меры стоимости. Валютой контракта чаще всего выступает доллар США. Значит, можно утверждать: российский рубль в сфере частного использования на постсоветском пространстве функцию средства накопления не выполняет.

На государственном уровне национальные банки не используют рубль в качестве валюты привязки, а потому он на этом уровне не служит мерой стоимости. Не применяется российский рубль и как валюта интервенций, платежа по государственным кредитам. Следовательно, не выполняет функцию средства платежа. В межгосударственных отношениях не выполняет он и функцию средства накопления, ибо не является для государств-партнеров резервной валютой.

Между тем в Белоруссии, например, курс ее национальной валюты привязывают к российскому рублю, но эта привязка особого рода. Национальный банк Белоруссии при определении официального курса своей валюты использует два ориентира: динамику ее курса к российскому рублю и к доллару США. В зависимости от степени плавности той или иной динамики в конечном счете и устанавливается курс белорусского рубля. Правда, следует учитывать отношения России и Белоруссии. Ведь обе стороны выстраивают Союзное государство. Никакие другие национальные валюты стран СНГ к российскому рублю не привязываются.

Утверждается, что наши отечественные банки могут участвовать в капиталах банков стран СНГ. Действительно, они участвуют, но не российскими рублями непосредственно. В Азербайджане и Киргизии, например, российские банки для этого должны предварительно купить местные национальные валюты за доллары, евро или рубли. На Украине российские банки также имеют возможность участвовать в капитале ее банков, но только приобретая акции за евро. В Белоруссии можно приобретать акции за российские рубли, но их стоимость будет выражена в национальной валюте Белоруссии.

Так какие же тогда функции выполняет сегодня российский рубль на постсоветском пространстве? В той его части, которая именуется СНГ, рубль на частном уровне выполняет одну функцию - средства платежа, когда его в таком качестве предусматривают во внешнеторговых контрактах, а также используют в валютно-обменных сделках.

Согласно классической политической экономии, деньги лишь тогда становятся деньгами, когда выполняют по крайней мере две функции - меры стоимости и средства обращения. При этом функция меры стоимости считается фундаментальной. В наше время западные ученые эти функции денег часто объединяют в одну под тем или другим названием. Но сейчас мы говорим о том, что на постсоветском пространстве российский рубль, не выполняя на частном уровне и в межгосударственных экономических отношениях функцию меры стоимости, не является деньгами-валютой. Во внешнеторговых контрактах он, по существу, предстает как расчетная единица, наиболее часто используемая по сравнению с другими расчетными единицами, которые называются национальными валютами. И в этом нет ничего оскорбительного для государств-эмитентов денежных единиц, функционирующих на постсоветском пространстве. Таких национальных валют в современном мире много. Международные функции выполняют только некоторые, именуемыми мировыми резервными.

Однако применительно к государствам СНГ следует все же сделать существенную оговорку. Многие из них допустили параллельное хождение во внутригосударственном обороте двух валют: национальной и иностранной, какой стал доллар США. Долларизация национальной экономики - это такое явление, которое не в последнюю очередь породило использование доллара и во взаиморасчетах хозяйствующих субъектов рассматриваемых стран. Иначе и не могло быть, если внутри страны доллар, а теперь и евро используются и как мера стоимости при установлении цен на определенные товары и услуги в условных единицах и как средство платежа при осуществлении ряда сделок: купли-продажи квартир, дач, иностранных марок автомобилей и в других случаях.

К началу XXI в. наиболее высокий уровень долларизации наблюдался в Молдавии (более 35%), Азербайджане (30%), Украине (24%), Киргизии (20%). При этом степень долларизации, как правило, оценивается по доле депозитов в иностранной валюте в денежной массе. Фактически уровень долларизации выше, ибо значительная часть валютного оборота и сбережений имеет наличную форму, а потому трудно поддается учету. Применительно к гражданам большинства стран СНГ доллар США журналисты-остряки прозвали «национальным любимцем».

Вывод: оценивая возможности использования рубля как денег—валюты в международных экономических отношениях на постсоветском пространстве, следует исходить из реальности, не выдвигать масштабных проектов, которые не могут быть реализованы в силу объективных причин. В настоящее время и, очевидно, в обозримой перспективе российский рубль не будет выполнять все международные функции ни по зову рынка, ни по политической договоренности руководителей стран, кроме одной сферы — сферы взаимных расчетов хозяйствующих субъектов.

В этой сфере, при двусторонних сделках хозяйствующих субъектов, у российского рубля больше шансов на доминирующую роль по сравнению с другими национальными валютами стран СНГ. Он регулярно котируется центральными (национальными) банками этих стран. Это одна из немногих национальных валют Содружества, торгуемых на биржах. Российский рубль доступен к обмену как иностранная валюта. За ним стоит экономика Российской Федерации, на долю которой приходится свыше 70% ВВП всех государств Содружества.

К более широкому использованию рубля на постсоветском пространстве экономика России не готова из-за недостаточно высокого «качества» валюты. А под этим понимаются не только низкий уровень инфляции в стране-эмитенте, относительно стабильный курс, но, пожалуй, самое главное — наполнение валюты товарной массой, востребуемой мировым и региональными рынками. Обеспечение рубля такими товарами, как нефть, газ, другими минеральными ресурсами, повышает его международную значимость. Но при переходе стран на рельсы инновационного развития возрастает потребность в новейших технологиях, современном оборудовании. В этом нуждается сейчас и сама Россия. Отсутствие у нее данных важнейших товаров как статьи экспорта может сдерживать применение российского рубля даже в функции средства платежа. Хозяйствующий субъект, получая в оплату за поставку своих товаров российскому партнеру рубли, хотел бы иметь возможность использовать их в расчетах с поставщиками из третьих стран. Но такое не всегда возможно, если последним требуется закупить товары, которые Россия не может предложить к экспорту.

Говорят, что эта проблема разрешится сама собой с переходом российского рубля к полной конвертируемости, свободному обращению на международных рынках. Но это произойдет лишь при соблюдении того же обязательного условия — наполнения рубля готовыми изделиями, отвечающими современным требованиям научно-технического прогресса, которые могут стать важной статьей российского экспорта. Иначе не может состояться и полная конвертируемость рубля. Частичная его конвертируемость означает, что за пределами постсоветского пространства в других функциях, кроме средства платежа, рубль фактически не имеет ценности.

Выстраивая в СНГ дееспособную платежную систему, приходится учитывать и политический фактор. Страны Содружества готовы видеть в России «брата», но не старшего. Свои национальные валюты они рассматривают как неотъемлемый атрибут суверенитета наряду с государственным флагом, гербом и гимном. К тому же им известен послевоенный опыт стран Западной Европы. При существовавшей тогда двусторонней системе расчетов эти страны не отдали приоритет ни одной из своих национальных валют. Каждая из них использовалась во взаимных расчетах на равных. При переходе к многостороннему клирингу в основу его была положена не национальная валюта какого-либо государства, а специально созданная коллективная расчетная единица. Сами клиринговые расчеты осуществлялись через Банк международных расчетов. Ни на один из национальных банков эта функция возложена не была.

Поэтому и в СНГ, очевидно, стоило бы вначале отработать механизм двусторонних расчетов, например, России — Белоруссии, России — Украины, России - Казахстана. Это позволило бы пересмотреть затем ряд положений базисного документа - Соглашения о Платежном союзе СНГ, подписанного в 1994 г. и рассчитанного на многостороннее использование. В нем есть оговорки, суть которых сводится к следующему: страны действуют в соответствии со своим национальным валютным законодательством. А эти законодательства в то время заметно отличались друг от друга, приспосабливаясь к сложной макроэкономической ситуации того периода, нацеливаясь, в частности, на защиту внутреннего валютного рынка. В результате и сегодня эти рынки, как и рынки ценных бумаг, в значительной мере разобщены, что сдерживает валютно-финансовую интеграцию, функционирование эффективной платежной системы.

Созданный в сентябре 2004 г. по инициативе Ассоциации региональных банков России Международный банковский совет стран СНГ, Центральной и Восточной Европы намерен подготовить сравнительный анализ основных положений валютного законодательства стран Содружества с позиции их либеральности. Имеется в виду при этом сопоставить результаты анализа с модельным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», принятым Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Цель - выявить возможность приспособления к данному закону действующие в странах СНГ национальные законы, в том числе в аспекте создания в Содружестве более эффективной платежной системы.

На основе такого анализа можно было бы разработать новую редакцию Соглашения о Платежном союзе государств СНГ. Со времени его принятия в экономике, финансах этих стран произошли существенные изменения в позитивную сторону. И это может позволить сблизить те положения национального законодательства, благодаря которым платежно-расчетная система стран СНГ стала бы более эффективной и многосторонней. Тогда у российского рубля появится больше шансов шире обслуживать в Содружестве растущие торгово-экономические связи.

Ю. А. КОНСТАНТИНОВ, профессор

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 декабря 2024 г.
17:37В Москве ежегодно реставрируется порядка 500 объектов культурного наследия
11:33Еврокомиссия утвердила целевые показатели заполнения газовых хранилищ ЕС на 2025 год.
10:43Рост дивидендов крупнейших компаний мира в 3-м квартале составил 3,1%
29 декабря 2024 г.
18:58Рынок акций РФ завершил торги активным ростом индексов
18:47Нефть вернулась к росту, Brent у $73,4 за баррель
18:34В ЕАЭС создается единое пространство для биржевых операций
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
16:47Экономика Латвии в январе-сентябре сократилась на 0,5%
16:21Британские банки переживут серьезный спад в мировой экономике, состояние системы улучшилось - Банк Англии
16:03Рост ВВП Индии в июле-сентябре замедлился до 5,4%
15:44Экономика Эстонии сократилась в 3-м квартале на 0,7%
15:15Auriant Mining, добывающая золото в России, в 3-м квартале снизила EBITDA в 5 раз
14:55В октябре экономика Грузии выросла на 11%
14:46Число одобренных ипотечных займов в Великобритании в октябре превысило прогноз, ожидалось снижение
13:23Фондовые индексы АТР не показали единой динамики
Специальная оценка условий труда проводится аккредитованными организациями совместно.. в течение 6 месяцев должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. Специальная оценка условий труда с «ДИАЛОГ-КОНСАЛТИНГ» Требования к экспертным организациям, которые занимаются СОУТ, существенно ужесточены, деятельность ООО "ДИАЛОГ-КОНСАЛТИНГ" полностью соответствует нормативным правилам.