Влияние конъюнктуры мирового рынка нефти на экономическое развитие.

Мировые цены на нефть оказывают значительное воздействие на состояние мировой экономики и экономик отдельных стран. Повышение цен на энергоносители заметно отразилось на состоянии экономики и платежных балансов как стран-экспортеров, так и стран-импортеров нефти. В частности, с одной стороны, повышение цен способствовало увеличению гигантского дефицита счета текущих операций платежного баланса США. С другой - сокращению профицита этого счета в платежных балансах некоторых стран с развитыми экономиками, а также развивающихся стран, не являющихся экспортерами нефти (особенно в Азии), и его заметному увеличению в платежных балансах большинства экспортирующих топливо стран.

Следует отметить, что раньше счет текущих операций платежных балансов стран, как экспортеров, так и импортеров нефти, имел тенденцию относительно быстро приспосабливаться к нефтяным шокам, поскольку рост цен на энергоносители приводил к повышению процентных ставок, замедлению экономического роста и внутреннего спроса, изменениям в обменных курсах и стоимости активов. Складывающаяся на мировом рынке нефти ситуация указывает на то, что нефтяной шок, вероятно, будет более длительным, чем в 1970-е гг. Это позволяет предположить, что текущий счет платежных балансов различных стран в современных условиях будет приспосабливаться к ценовому шоку более медленно, чем раньше. Это может привести к значительным сдвигам в мировой экономике, а также внести коррективы в проводимую странами денежно-кредитную и экономическую политику.

В целом повышение спроса на энергоресурсы и рост мировых цен на нефть оказали позитивное влияние на состояние внешнего сектора экономики стран - экспортеров нефти, причем его проявления в различных странах, в том числе в России, были во многом похожи. Так, первым и очевидным следствием повышения мировых цен на нефть стали высокие темпы роста нефтяного экспорта и, соответственно, товарного экспорта практически во всех странах, являющихся крупными поставщиками энергоносителей. По группе стран - экспортеров нефти стоимость нефтяного экспорта за два года в  более чем удвоилась и составила около 800 млрд долл. Кроме того, эти факторы способствовали росту импорта.

Страны - экспортеры нефти с 2002 г. стали тратить меньшую долю своих дополнительных доходов, чем во времена первого нефтяного шока. Это подтверждается тем, что их импорт, оцениваемый как доля в ВВП, в последние несколько лет оставался довольно постоянным. В абсолютных значениях прирост импорта был чуть меньше половины получаемых дополнительных доходов (в начале 1970-х гг. этот показатель составлял три четверти). Формальный статистический анализ подтверждает эти выводы, однако показатели по странам варьируются (доля расходов была относительно низка в ОАЭ и намного выше в Иране). В государственном секторе наблюдалось более быстрое увеличение доходов по сравнению с ростом расходов.

Из восьми анализируемых стран, для которых экспорт нефти является особенно значимым, наиболее высокие темпы роста экспорта товаров в период с 1999 по 2005 г. наблюдались в Казахстане и Ливии (27% в среднем за год), в Саудовской Аравии (26%), наименьшие - в Норвегии (15%), в остальных странах - 20— 24% (в России - 20%), а импорта товаров за периоде 2000 по 2005 г. - в Казахстане (21% в среднем за год) и России (20%), наиболее низкие - в Норвегии и Нигерии (7 и 6% соответственно).

Т. Кабанова


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

29 марта 2020 г.
17:26"Норникель": капвложения в создание туркластера на границе России и Норвегии превысят 14 млрд руб.
16:23Проект закона о производстве в России экспортных лекарств одобрен правительством
15:34Выставка ITB-2020 в Берлине отменена из-за угрозы коронавируса - впервые за последние за 54 года
14:46Готовность второго участка Некрасовской линии метро составляет 99%
13:28ВВП Эстонии в 2019 году вырос на 4%, Литвы - на 3,9%, Латвии - на 2,2%,
12:54Квартальная прибыль Munich Re сократилась на 9%, годовая выросла на 19%
12:28Повышен прогноз производства сахара в России и его экспорта
11:56"Аэрофлот" получил первый дальнемагистральный Airbus А350-900
11:38Экспорт золота из России в 2019 году вырос в 7 раз
11:17АФК "Система" продлила программу выкупа акций до 31 декабря
10:49Глава ФРБ Сент-Луиса поддержит снижение ставки ФРС, если ситуация с коронавирусом перерастет в пандемию
10:27Французское правительство пообещало поддержать предприятия в связи с угрозой коронавируса
09:48Рост экономики Турции в 4-м квартале ускорился до 6%, превысив прогнозы
09:29ВОЗ повысила до "очень высокого" уровня оценку риска распространения в мире коронавируса
09:04ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 февраля в размере 66,9909 руб., курс евро - 73,7235 руб.
mail реклама Аудит емейлов должен стать ежегодной практикой для крупных брендов с объёмными базами клиентов. Стратегии таких компаний постепенно обрастают новыми тактиками и в итоге выходят из-под контроля. Анализ текущих рассылок и взгляд со стороны помогает поставить всё на свои места.