Формирование Стабилизационного фонда РФ.

Первой попыткой создания стабилизационного фонда в России после кризиса 1998 г. было образование финансового резерва в 2002 г. Начиная с 2000 г. федеральный бюджет исполнялся с профицитом, и законом «О федеральном бюджете на 2002 год» было предусмотрено образование финансового резерва за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2002 г. Последующее пополнение резерва в ходе исполнения федерального бюджета осуществлялось за счет превышения доходов над расходами. Управление средствами финансового резерва возлагалось на Минфин России, который имел возможность принимать решение об использовании и инвестировании средств резерва без определения жестких ограничений на цели и инструменты.

Преемником финансового резерва с 1 января 2004 г. стал более совершенный и проработанный механизм - Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - стабилизационный фонд). Целью его создания было в первую очередь обеспечение стабильности бюджетной системы на долгосрочном временном горизонте, а также повышение устойчивости национальной экономики в целом при значительных колебаниях цен на экспортируемые ресурсы (в частности, нефти). Почти сразу после создания стабилизационного фонда о нем заговорили как об одном из основных инструментов, связывающих избыточную ликвидность.

Гл. 13.1 Бюджетного кодекса РФ содержит правовую основу функционирования этого фонда. В отличие от финансового резерва для стабилизационного фонда были четко установлены источники формирования и пополнения, требования к использованию и инвестированию его средств. Кроме того, было введено требование по обособленному учету средств стабилизационного фонда на отдельном счете в Банке России.

Источниками формирования стабилизационного фонда стали дополнительные доходы федерального бюджета от налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти и вывозной таможенной пошлины на нефть, от превышения фактической цены нефти марки «Юралс» над базовой ценой (в 2004-2005 гг. - 20 долл. США за баррель, с 1 января 2006 г. - 27 долл.), а также свободные остатки федерального бюджета на начало финансового года, которые должны были аккумулировать в стабилизационном фонде сверхдоходы не только от нефти, но и от других ресурсов. С момента образования фонда на его счет поступило 3176 млрд руб., что составляет 12% к оценке ВВП на 2006 г.

Использование средств стабилизационного фонда возможно только в рамках закона о федеральном бюджете, если их накопленный объем превышает 500 млрд руб. Данный порог был преодолен уже к концу 2004 г., и тогда встал вопрос об использовании средств фонда. В 2005-2006 гг. за счет средств фонда было произведено досрочное погашение внешнего государственного долга в общей сумме 1264,1 млрд руб. В результате существенно повысился кредитный рейтинг России и сократились расходы федерального бюджета по обслуживанию внешнего государственного долга. Кроме того, в декабре 2005 г. 30 млрд руб. было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ.

При формировании стабилизационного фонда Бюджетным кодексом была предусмотрена возможность инвестирования его средств. Однако на протяжении двух с половиной лет эта возможность не использовалась. В июле-октябре 2006 г. в соответствии с постановлением правительства было произведено размещение средств фонда на валютных счетах в Банке России согласно нормативно-утвержденной валютной структуре. За пользование этой валютой Банк России уплачивает определенный процент.

В итоге проведенных операций совокупный (во всех разрешенных видах валют) объем стабилизационного фонда на 1 ноября 2006 г. составил в рублевом эквиваленте 2049,3 млрд руб., или 7,5% к оценке ВВП на 2006 г. Это достаточно скромное значение по международным меркам.

Большим достижением в области прозрачности управления государственными финансами стало ведение обособленного учета средств стабилизационного фонда на отдельном счете в Банке России. На официальных сайтах Минфина России и Федерального казначейства размещена и ежемесячно обновляется информация о каждой операции со средствами фонда с указанием даты проведения, содержания, правового основания и суммы операции.

Е. Дерюгина


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

31 августа 2022 г.
17:57Власти Москвы одобрили размещение 85 некапитальных объектов благоустройства и спорта
17:18Правительство РФ направит около 400 млн руб. на развитие коммунальных сетей в Мордовии
16:12Пилоты Lufthansa заявили о готовности выйти на забастовку с требованием повышения зарплат
15:04Правительство РФ продлило квоту на экспорт лома и отходов черных металлов
13:51Сергей Чирков назначен временно исполняющим обязанности главы ПФР
12:55В России за сутки выявлено свыше 12,4 тыс. новых случаев заболевания COVID-19
11:58Путин утвердил Морскую доктрину России
11:12Компании ОЭЗ "Технополис "Москва"" предлагают новые вакансии - заммэра
09:55Число зарегистрированных случаев COVID-19 в мире превысило 576,8 млн
09:05ЦБ РФ установил курс доллара США с 30 июля в размере 61,3101 руб., евро - 62,5695 руб.
30 августа 2022 г.
17:52Эмитировать карты Union Pay готовятся еще два российских банка
16:04Объем B2B-сделок на портале поставщиков Москвы превысил 4 млрд руб.
14:29На льготные кредиты системообразующим предприятиям ТЭК дополнительно выделено 127,5 млн руб.
13:32Правительство РФ утвердило правила присуждения премий лучшим преподавателям музыки
12:55Структура "Роснано" построит завод по изготовлению преформ для производства оптоволоконного кабеля
Как издать книгу >> Издать свою книгу в типографии в Москве Например, позвонить нам +7 (495) 225-37-10. Написать на e-mail: info@onebook.ru. Или попросить помочь online-консультанта.