Сверхкороткие циклы в отраслях экономики. Промышленность, строительство, транспорт.

Промышленность. Сопоставим динамический ряд выпуска продукции в промышленности и ожидания роста производства за 2002-2003 гг. В динамике производства просматривается два цикла: с марта 2002 г. по ноябрь 2002 г. и с декабря 2002 г. по ноябрь 2003 г. Если сместить динамический ряд ожиданий на месяц вперед по отношению к динамике производства, то продолжительность деловых циклов можно уточнить .

Как видим, динамика ожиданий подтверждает, что деловой цикл в 2002 г. начался в марте и закончился в ноябре. Следующий деловой цикл начался в декабре 2002 г. и закончился в ноябре 2003 г. Следовательно, можно предположить, что деловые циклы в промышленности, как и в торговле, могут быть не равны по продолжительности и не совпадать относительно календарной шкалы.

Динамика ожиданий дает возможность прогнозировать продолжительность делового цикла. Начавшийся в декабре 2003 г. деловой цикл в промышленности при сохранении устойчивости в экономике обещает быть не менее продолжительным, чем предыдущий цикл. Уточнить это предположение можно примерно за два месяца до слома тенденции, о чем будет свидетельствовать изменение кривой динамики ожиданий, отклонения значений которой от тенденции в рамках цикла ограничиваются одним месяцем.

Строительство. Деловой цикл в строительстве начался в феврале (условно) 2002 г., а закончился в январе 2003 г., следующий цикл начался в феврале 2003 г. и закончился в декабре 2003 г. Цикличность при смещении динамического ряда ожиданий на два месяца вперед эффективно совпадает с динамическим рядом объема строительства. Из этого можно сделать вывод, что ежемесячные данные об ожиданиях увеличивают горизонт прогнозирования на два месяца вперед.

Транспорт. В статистике транспорта деловые циклы не просматриваются так ясно, как в строительстве или в торговле. С этой точки зрения индекс ожиданий в сфере транспорта является важным показателем, указывающим на наличие деловых циклов. Для того чтобы более точно определить границы делового цикла на транспорте, будем смещать кривую ожиданий вперед, чтобы динамика двух графиков совпадала наиболее эффективным образом. Этот эффект достигается при смещении кривой индекса ожиданий на два месяца вперед.

Таким образом, деловой цикл на транспорте, начавшийся в апреле 2002 г., закончился в феврале 2003 г., следующий деловой цикл начался в марте 2003 г. и закончился в феврале 2004 г. Более длительный по сравнению с промышленностью, строительством и торговлей деловой цикл на транспорте дает возможность увеличивать глубину прогноза для этой отрасли на два месяца вперед.

Для определения природы делового цикла — является ли он повышательным, т.е. циклом роста, или понижательным — следует сравнить последовательности «пиков» и «подошв» циклов. «Пики» ожиданий характеризуют максимальную экономическую активность в периоды деловых циклов.

В промышленности последовательность «пиков» в 2002—2003 гг. находилась примерно на одном уровне, а уровень «подошв» цикла в течение 2003 г. повысился, что свидетельствует о повышательном характере делового цикла в промышленности в 2003 г. Пользуясь теми же критериями, можно заметить, что деловой цикл в строительстве имеет, хотя и незначительный, но тем не менее понижательный характер в 2003 г. по сравнению с предыдущим циклом 2002 г. То же самое относится к транспортным перевозкам. В торговле деловой цикл также в целом имеет понижательный характер, поскольку «пик» цикла 2003 г. ниже «пика» цикла предшествующего года.

И. Варьяш


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 сентября снижается
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 сентября снизилась на 0,53% и составила 45471,849 млрд руб.
19:21Мосбиржа зарегистрировала допвыпуск облигаций девелопера "Легенда" на 545,3 млн рублей
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,8332 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 70,7617 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,0726 руб.
18:59Рынок акций РФ завершил третий квартал на пессимистической ноте
18:55Fitch сохранило прогноз цены Brent на уровне $65 за баррель в 2019 г.
18:50Австралия понизила прогноз мирового спроса на сталь в 2019-2021 гг.
18:45Saudi Aramco увеличит дивиденды на 29%, до $75 млрд в 2020 г.
18:40Пассажирские авиаперевозки в РФ в 2019 г. вырастут на 10,7%, грузовые снизятся почти на 5% - материалы к бюджету
18:34PayPal первым из иностранных игроков получит доступ к рынку платежных услуг КНР
18:30Профицит бюджета РФ в 2019 г. может составить 0,6% ВВП - материалы к проекту бюджета 2020-2022 гг.
18:25Турпоток из России в Турцию вырос за 8 месяцев на 15%
21 октября 2019 г.
19:55Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 21 октября растет