Волатильность доходности - интегральный показатель риска.
Следует отметить, что задача создания эффективной системы контроля и управления рисками в банке далеко не проста. Подтверждением этому служит хотя бы тот факт, что до настоящего времени нет общепринятой методики агрегированной оценки рисков. Методы контроля и управления банковскими рисками, как одно из направлений финансовой науки, активно развиваются, а ряд положений, связанных с этой сферой, находится в стадии становления. В частности, нет единого мнения об адекватных мерах измерения банковских рисков. Некоторые специалисты считают интегральной мерой финансового риска банка волатильность доходов.
С нашей точки зрения, данное утверждение требует ряда уточнений и пояснений. Во-первых, величина дохода зависит от размера или стоимости актива на начало и конец отчетного периода, а также и от характера изменения этой стоимости в течение всего отчетного периода. Поэтому правильнее считать мерой риска волатильность доходности, а не дохода. Доходность - величина нормированная к средней величине стоимости актива, т.е. доходность остается неизменной при пропорциональном изменении дохода и средней стоимости актива за период. Волатильность дохода можно считать показателем риска только при постоянстве стоимости актива, т.е. для частного случая. Кроме того, не для всех видов активов, например, для портфеля акций, выполняется условие постоянства стоимости. В то же время рассчитать фактическую доходность акции или портфеля акций, как относительное приращение стоимости, не представляет никаких сложностей.
Волатильность доходности можно рассматривать за различные периоды времени. Чем более длительный базовый интервал выбран для расчета волатильности, тем сильнее изменчивость внешней среды, т.е. рыночных условий и, в первую очередь, рыночных ставок. Поэтому, если рассчитать волатильность доходности субпортфеля активов за достаточно длительный интервал времени относительно его средней доходности в этом периоде, то в ее величину будет включена и изменчивость внешней среды. Следовательно, волатильность доходности необходимо рассчитывать как остаточную дисперсию относительно некоторого переменного уровня, характеризующего некую среднюю как для рынка, так и для банка переменную величину доходности. В качестве такого переменного уровня представляется достаточно обоснованным принять гладкую аппроксимирующую кривую, отклонение от которой точечных значений фактической внутренней доходности субпортфеля активов в предшествующем периоде было минимальным.
Рассмотрим, чем определяется или от чего зависит рассчитанная на основе остаточной дисперсии волатильность фактической внутренней доходности субпортфеля активов банка определенного вида. Во-первых, в зависимости от вида активов эта волатильность будет характеризовать степень риска, либо рыночного, либо кредитного, либо того и другого. Во-вторых, волатильность фактической доходности будет включать все реализованные операционные риски, свойственные или проявляющиеся при работе банка с этим видом активов. Действительно, все ошибки персонала или сбои программно-аппаратных средств при обработке операций в конечном счете влияют на поток платежей и определяют величину дохода банка от этого актива.
В вышеупомянутом проекте нового соглашения по капиталу, опубликованном Базельским комитетом, приводится следующее определение операционного риска: «Операционный риск определяется как риск потерь в результате неадекватных и неудачных внутренних процессов (inadequate or failed internal processes), действий людей и систем или внешнего воздействия». Указывается, что данное определение включает юридический риск и не включает стратегический и репутационный риски. Таким образом, операционный риск проявляется при функционировании используемых банком внутренних бизнес-процессов, а просчеты менеджмента при принятии к реализации недостаточно обоснованных стратегических решений (стратегическое управление) к операционным рискам не относятся. Риски стратегического управления относятся Базельским комитетом к категории бизнес-риска.