Взаимосвязь направлений использования Стабилизационного фонда РФ с денежной сферой.

Направления использования сверхдоходов от экспорта углеводородов активно обсуждаются в стране. Оценка размеров фонда, необходимых для обеспечения долгосрочной стабильности бюджетной системы, изначально установленная Бюджетным кодексом в размере 500 млрд руб., скорее всего, будет уточняться по мере роста требуемых объемов бюджетных обязательств. Необходимо отметить, что в Бюджетном послании на 2007 г. Президент РФ поставил задачу провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в стабилизационном фонде с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема («фонд будущих поколений»), а объем резервной части установить в процентном отношении к ВВП. Однако очевидно, что при существующих темпах его пополнения (сумма в 500 млрд руб. накапливается менее чем за четыре месяца) и растущей динамики цен на нефть часто возникает вопрос об использовании части накопленных средств «на благо людей» по трем основным направлениям:

  • развитие социальной сферы и прямые выплаты населению;
  • инвестиционная поддержка приоритетных отраслей национальной экономики и/или осуществление крупномасштабных инфраструктурных проектов внутри страны;
  • плановое и досрочное погашение внешнего государственного долга с целью высвобождения бюджетных ресурсов для использования их «на благо людей» в ближайшем будущем.

Помимо бюджетных ограничений, которые в значительной степени обусловлены поддержанием долгосрочной стабильности бюджетного баланса и эффективного управления бюджетными средствами, размер возможного использования средств стабилизационного фонда существенно ограничен рамками неинфляционного роста денежного предложения, определяемого денежной программой Банка России. В последние годы Банк России неоднократно указывал на важность накопления бюджетных средств на счетах стабилизационного фонда и в целом на счетах расширенного правительства. Для определения возможных последствий обсуждаемых направлений расходования средств фонда и воздействия на денежные агрегаты рассмотрим основные доступные каналы, по которым оно будет распространяться.

Исходя из сложившейся системы бюджетного учета использование стабилизационного фонда возможно:

  • на непроцентные расходы федерального бюджета (в том числе межбюджетные трансферты);
  • текущие расходы (в первую очередь социальная сфера и увеличение заработной платы);
  • капитальные расходы (инвестирование в отечественную экономику);
  • на процентные расходы федерального бюджета;
  • на выплату внешнего государственного долга;
  • на выплату внутреннего государственного долга.

В целях определения влияния расходуемых средств стабилизационного фонда на показатели денежной сферы необходимо рассматривать отдельно, происходит ли замещение существующих доходных источников (например, при снижении налоговых ставок) средствами этого фонда при неизменном объеме расходов бюджета, или же расходование средств фонда будет служить дополнительным источником увеличения бюджетных расходов.

Использование средств стабилизационного фонда на непроцентные расходы обсуждается наиболее часто, причем рассматриваются, как правило, два возможных варианта: на текущие нужды и на инвестиции в отечественную экономику.

В декабре 2005 г., например, за счет средств стабилизационного фонда был профинансирован дефицит Пенсионного фонда РФ. Фактически произошло замещение выпадающих в результате понижения ставки ЕСН доходов Пенсионного фонда ранее собранными ресурсными платежами. Пенсионный фонд становится зависимым от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Такая практика была признана неверной и, скорее всего, не будет использоваться в дальнейшем.

Можно сказать, что любое замещение финансирования текущих расходов бюджета (которые в большей части не подлежат секвестированию в случае уменьшения нефтяных доходов) путем снижения нересурсной налоговой базы и увеличения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры приведет к повышению риска стабильности бюджетной системы.

Е. Дерюгина

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

28 ноября 2020 г.
12:52Правительство расширило полномочия Ростуризма
12:21В Белоруссии утверждена антиинфляционная программа на 2021-2023 годы
12:03Amazon.com выплатит сотрудникам за работу в праздничный период бонусы на сумму $500 млн
11:41За последние 20 лет запасы пресной воды на планете сократились более чем на 20% - ФАО
11:23Минсельхоз с 2021 года введет информационную систему цифровых сервисов АПК
11:09В России суточный прирост новых случаев заражения COVID-19 составил 27,1 тыс.
10:55Чистый убыток "Иркута" по МСФО в 1-м полугодии вырос до 17,4 млрд руб.
10:26Неформальная встреча министерского комитета ОПЕК+ перенесена на воскресенье
10:04Профицит торгового баланса Мексики в октябре составил рекордные $6,22 млрд
09:52Банк "Открытие" передаст "Трасту" пакет акций ВТБ на рыночных условиях
09:41Число инфицированных COVID-19 в мире превысило 61,5 млн
09:21Чистая прибыль ВЭБа по МСФО в 3-м квартале составила 17,4 млрд руб. против убытка год назад
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 28 ноября в размере 75,8599 руб., курс евро - 90,4629 руб.
27 ноября 2020 г.
20:29Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 27 ноября движется разнонаправленно
19:50Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 27 ноября снизилась на 0,39% и составила 49337,708 млрд руб.