Взаимосвязь направлений использования Стабилизационного фонда РФ с денежной сферой.

Направления использования сверхдоходов от экспорта углеводородов активно обсуждаются в стране. Оценка размеров фонда, необходимых для обеспечения долгосрочной стабильности бюджетной системы, изначально установленная Бюджетным кодексом в размере 500 млрд руб., скорее всего, будет уточняться по мере роста требуемых объемов бюджетных обязательств. Необходимо отметить, что в Бюджетном послании на 2007 г. Президент РФ поставил задачу провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в стабилизационном фонде с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема («фонд будущих поколений»), а объем резервной части установить в процентном отношении к ВВП. Однако очевидно, что при существующих темпах его пополнения (сумма в 500 млрд руб. накапливается менее чем за четыре месяца) и растущей динамики цен на нефть часто возникает вопрос об использовании части накопленных средств «на благо людей» по трем основным направлениям:

  • развитие социальной сферы и прямые выплаты населению;
  • инвестиционная поддержка приоритетных отраслей национальной экономики и/или осуществление крупномасштабных инфраструктурных проектов внутри страны;
  • плановое и досрочное погашение внешнего государственного долга с целью высвобождения бюджетных ресурсов для использования их «на благо людей» в ближайшем будущем.

Помимо бюджетных ограничений, которые в значительной степени обусловлены поддержанием долгосрочной стабильности бюджетного баланса и эффективного управления бюджетными средствами, размер возможного использования средств стабилизационного фонда существенно ограничен рамками неинфляционного роста денежного предложения, определяемого денежной программой Банка России. В последние годы Банк России неоднократно указывал на важность накопления бюджетных средств на счетах стабилизационного фонда и в целом на счетах расширенного правительства. Для определения возможных последствий обсуждаемых направлений расходования средств фонда и воздействия на денежные агрегаты рассмотрим основные доступные каналы, по которым оно будет распространяться.

Исходя из сложившейся системы бюджетного учета использование стабилизационного фонда возможно:

  • на непроцентные расходы федерального бюджета (в том числе межбюджетные трансферты);
  • текущие расходы (в первую очередь социальная сфера и увеличение заработной платы);
  • капитальные расходы (инвестирование в отечественную экономику);
  • на процентные расходы федерального бюджета;
  • на выплату внешнего государственного долга;
  • на выплату внутреннего государственного долга.

В целях определения влияния расходуемых средств стабилизационного фонда на показатели денежной сферы необходимо рассматривать отдельно, происходит ли замещение существующих доходных источников (например, при снижении налоговых ставок) средствами этого фонда при неизменном объеме расходов бюджета, или же расходование средств фонда будет служить дополнительным источником увеличения бюджетных расходов.

Использование средств стабилизационного фонда на непроцентные расходы обсуждается наиболее часто, причем рассматриваются, как правило, два возможных варианта: на текущие нужды и на инвестиции в отечественную экономику.

В декабре 2005 г., например, за счет средств стабилизационного фонда был профинансирован дефицит Пенсионного фонда РФ. Фактически произошло замещение выпадающих в результате понижения ставки ЕСН доходов Пенсионного фонда ранее собранными ресурсными платежами. Пенсионный фонд становится зависимым от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Такая практика была признана неверной и, скорее всего, не будет использоваться в дальнейшем.

Можно сказать, что любое замещение финансирования текущих расходов бюджета (которые в большей части не подлежат секвестированию в случае уменьшения нефтяных доходов) путем снижения нересурсной налоговой базы и увеличения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры приведет к повышению риска стабильности бюджетной системы.

Е. Дерюгина

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

23 июня 2021 г.
17:13Страны ОПЕК+ планируют ослабить ограничения на добычу нефти в августе (расширенный вариант)
16:57АКРА подтвердило рейтинг "Кредит Европа банка", изменив прогноз на "стабильный"
16:46АКРА подтвердило рейтинг Кредит Европа банка и его облигаций на уровне "BBB(RU)", изменив прогноз на "стабильный"
16:44За ковидный год темп роста эмиссии кредитных карт банками РФ упал в 2,2 раза
16:33ВТБ разместил 24,7% выпуска однодневных бондов серии КС-4-35 на 12,4 млрд рублей
16:32Квартальный дефицит счета текущих операций США достиг максимума с 1-го квартала 2007 года
16:24Средневзвешенная доходность ОФЗ 26237 на аукционе - 7,11%, размещены бумаги на 20 млрд рублей
16:23Треть немецких фирм в РФ выступают за отмену санкций против России
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 23 июня растет
16:13Правительство РФ поддерживает переход операторов на российское LTE-оборудование
16:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 16:00 мск составил 71,93/73,33 руб.
15:49Нефтяные цены ускорили рост в ходе торгов
15:42Страны ОПЕК+ планируют ослабить ограничения на добычу нефти в августе
15:32За неделю среднесуточная заболеваемость COVID-19 в РФ выросла более чем на треть - Голикова
15:30В четверг, 24 июня, ожидаются выплаты купонных доходов по 33 выпускам облигаций на общую сумму 5,16 млрд руб.