О создании в России крупного инвестиционного института.

Если бы качество рыночных институтов, осуществляемая экономическая политика были таковы, что участники рынка могли бы сами эффективным образом перераспределять ресурсы, направлять их из одних секторов в другие, т.е. установить должный баланс между уровнем потребления, накопления, инвестициями, то тогда, видимо, не было бы нужды в создании специальных институтов развития. К сожалению, усилия, которые предпринимало правительство в последние годы по снижению транзакционных издержек, повышению стимулов и мотиваций для инвестирования и снижению ограничений для них, связанных с административными барьерами, с наведением порядка в области технических регламентов, защитой прав собственности, снижению правовых рисков, с обеспечением эффективно работающей системы фондового рынка и т.п., не принесли желаемого результата. В этой связи актуальность формирования специальных институтов развития высока.

Государственный институт развития, во-первых, создает условия для частного бизнеса, чтобы он смог снижать транзакционные издержки, выигрывать конкуренцию на международных рынках и тем самым создавать стимул к повышению чистого экспорта — составной части триады, обеспечивающей экономический рост.

Во-вторых, это инвестиции в инфраструктуру: портовые хозяйства, трубопроводные хозяйства, аэропорты, шоссейные дороги, железные дороги, системы перевалки грузов, системы качественной связи и т.п.

В-третьих, это инвестиции в качественное предоставление государственных услуг. Мы достаточно долго развивались за счет инвестиций, накопленных в советское время, прежде всего в образовании, системе подготовки кадров, системе научного сопровождения бизнеса, создании систем исследования и разработок, систем сохранения и преумножения человеческого капитала через здравоохранение и др.

Настало время массированных инвестиций в эти сектора, вложения в которые зачастую не сопровождаются соответствующей отдачей или, по крайней мере, имеют значительные временные лаги между инвестициями и отдачей. Это область, которая требует специальной работы, в том числе через государственный институт развития.

И в-четвертых. Говоря о нашем сотрудничестве с ВБ или с ЕБРР, с международными институтами развития, мы имеем в виду не только вопрос денег, но и вопрос создания механизма, который сопровождал бы инвестиции эффективными порядками, регламентами, эффективным использованием современных технологий и ноу-хау.

В отношении капитализации государственных институтов развития нельзя сказать, что это идеальное вложение средств, но, по крайней мере, это во многом снимает макроэкономические риски, а главное - бюджетный риск, переносит его в иную форму. Распределение рисков между бюджетом и капитализированным бюджетом института развития — нормальная практика, к которой идет большинство стран. Именно тогда, когда качество государственных институтов уже достаточно для того, чтобы мобилизовать определенные ресурсы через фискальную систему и направлять их на национальные приоритеты, но еще недостаточно высоко для обеспечения тонкой настройки регулятивных функций государства, фондовых рынков, административных институтов, институтов диверсификации и перераспределения средств — институтов, которые формируют национальную склонность к сбережению, обеспечивают преобразование сбережений в инвестиции, возникает необходимость формирования государственных институтов развития.

Полагаю, что государственный институт развития не должен быть объектом регулятивной деятельности Банка России и ориентироваться на нормативы, которые устанавливаются для коммерческих банков. Там совсем иная природа рисков, ограниченная сфера приложения этих средств, поэтому он должен регулироваться другими регуляторами и нормативными актами.

С моей точки зрения, государственный институт развития должен быть полностью капитализирован государством. Уровень капитализации должен быть достаточно большой, во всяком случае, та цифра, которую Президент РФ назвал при обсуждении проблем развития банковского сектора -2,5 млрд долл., — на мой взгляд, минимальна.

Для решения задачи создания банка развития в рамках Национального банковского совета создана специальная рабочая группа, которой поручено в короткие сроки подготовить предложение о принципе развития государственных банков, в том числе государственных банков развития.

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

18 февраля 2020 г.
11:53Чистый убыток Glencore в 2019 году составил $404 млн, но скорректированная прибыль превысила прогноз
11:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 11:30 мск 18 февраля составил 63,7698 руб.
11:45Доллар подорожал на 46 копеек
11:44ВТБ разместит 18 февраля однодневные бонды серии КС-3-364 на 50 млрд руб. по цене 99,9853% от номинала
11:29BHP нарастила EBITDA в первом финполугодии на 15%
11:21В Ливии продолжает сокращаться нефтедобыча
11:14В ЦБ не исключают усиления ответственности за утечку персональных данных вплоть до уголовной
11:06Банк России отразил покупку валюты для Минфина с расчетами 17 февраля на 6,27 млрд рублей
11:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 9,0976 руб.
10:55Intesa Sanpaolo сделал предложение о покупке UBI Banca, может быть создан седьмой по величине банк в еврозоне
10:50Сальдо операций ЦБ по представлению и абсорбированию ликвидности выросло до 132,4 млрд руб.
10:45За первые полчаса торгов курс доллара США повысился до 63,7487 руб.
10:43Чистая прибыль HSBC в 2019 году упала более чем вдвое
10:26ЦБ РФ выпустит в обращение памятную серебряную монету
10:20Доллар и евро начали торги на "Московской бирже" ростом