Чили: иностранные банки на современном этапе реформирования кредитной системы.
В ходе длительного и сложного процесса реструктуризации была создана достаточно устойчивая модель функционирования банковской системы, сочетающая, с одной стороны, финансовую либерализацию и открытость внутреннего банковского рынка для иностранной конкуренции и, с другой стороны, умелое регулирование данного процесса. Как подтверждает опыт Чили, снятие ограничений на деятельность иностранных банков и перевод их в национальный режим функционирования сами по себе не несут угрозы для банковской системы. Более того, при наличии адекватных регулирующих механизмов и органов контроля и надзора иностранный капитал способен оказывать положительное воздействие на развитие банковского сектора в сторону повышения его эффективности и конкурентоспособности. А вот без действенных рычагов пресечения недобросовестной банковской практики коммерческие банки, независимо от их принадлежности национальному или иностранному капиталу, с большой долей вероятности будут склонны проводить рискованную политику в обход действующего законодательства или корыстно использовать существующие пробелы и недоработки в системе банковского регулирования.
В конечном счете, определяющее воздействие на эволюцию форм участия и роли зарубежных кредитных организаций в развитии национального банковского сектора оказывали факторы, непосредственно определяющие уровень банковских рисков в стране. К последним, прежде всего, следует отнести изменение общеэкономических и политических условий внутреннего денежно-финансового рынка (включая политику монетарных властей), степени подверженности кредитно-финансовой сферы внешнему влиянию в зависимости от конкретного этапа реформирования и завершенности рыночных преобразований.
Так, на начальной фазе финансовой либерализации, отличающейся неустойчивостью формирующихся рыночных структур и неопределенностью общеэкономической ситуации, основной формой участия зарубежных банков в кредитной системе Чили стали филиалы, минимально связанные с внутренним банковским рынком и обслуживающие преимущественно интересы зарубежных инвесторов. По мере продвижения рыночных реформ и укрепления институциональных и правовых основ частного банковского дела, наблюдалось возрастание степени интегрированности иностранного капитала в финансово-кредитную сферу. В результате к концу 90-х годов минувшего столетия основными участниками чилийского банковского рынка стали крупные частные кредитные институты, находящиеся в совместной собственности национального и иностранного капитала, отвечающие по уровню применяемых технологий и методам управления финансовыми рисками современным требованиям и международным стандартам банковской деятельности. Однако это отнюдь не означает, что на современном этапе развития чилийской кредитной системы отсутствуют трудности и проблемы, требующие безотлагательного решения.
Высокая степень консолидации и централизации банковского сектора, активное освоение коммерческими банками внутреннего и международного рынка финансовых услуг ставят перед монетарными властями страны новые задачи в сфере регулирования банковской деятельности. Так, центральным вопросом становится выработка механизмов контроля и надзора за деятельностью финансовых холдингов на консолидированной основе, а также введение регуляторов процесса концентрации банковского капитала, включая установление ограничений на банковские слияния в зависимости от степени контроля кредитным институтом финансового рынка. По мнению официальных властей Чили, излишняя концентрация и централизация создают опасность дестабилизации банковской системы, увеличивают риски, связанные со снижением уровня конкуренции и повышением влияния отдельных крупных банковских структур на общую ситуацию в кредитно-финансовой сфере. При этом степень неблагоприятного воздействия указанных факторов остается одинаково высокой, независимо от того, кто (национальный или иностранный капитал) является владельцем очередного "супербанка", образовавшегося в результате слияния.