Поддержка конкуренции и промышленная политика.

Проблема соотношения промышленной политики и антимонопольного регулирования занимает важное место в теоретических дискуссиях и в практической деятельности государственных органов. В спектре различных мнений - две взаимоисключающие крайности. Одни ведущую роль в ускорении темпов экономического роста признают за промышленной политикой. Антимонопольная же политика, с их точки зрения, создавая дополнительные и зачастую ненужные ограничения функционирования рынка, оказывает деструктивное воздействие на экономику. Другие отводят главную роль конкурентной политике, в то время как промышленная политика, нацеленная на предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам, считают они, лишает стимулов к повышению эффективности производства.

В зарубежных странах антимонопольное регулирование насчитывает более чем столетнюю историю. На протяжении всего этого периода наблюдаются существенные различия в конкурентной политике, как в разных странах, так и в одной и той же стране в разное время. Оценить закономерности этой эволюции можно только в более широком контексте общей промышленной политики соответствующей страны. Как правило, чем активнее государство стремится охватить промышленной политикой как можно больше отраслей и сфер и воздействовать на структурные сдвиги в экономике, тем слабее и непоследовательнее реализуется конкурентная политика.

Развитие антимонопольного регулирования в США, Японии, странах ЕС характеризуется переходом от жесткой антимонопольной политики запретов и предписаний к более широко понимаемому антимонопольному регулированию как составной части конкурентной политики, к пониманию места антимонопольной деятельности в государственном регулировании. При этом происходит замена преимущественно количественных критериев оценки положения и поведения фирм качественными характеристиками эффективности рынков и отраслей с применением антимонопольного законодательства.

Политика, направленная против возникновения монополий, сменяется более гибким подходом — против не монополий вообще, а против последствий монополизации. Считается, что негативные последствия может вызывать деятельность не только монополий, но и формально не монополий, и что положительные последствия существования формально монополий с точки зрения более общих целей промышленной политики могут перевешивать негативные структурные эффекты их деятельности. Тесное взаимодействие между антимонопольным регулированием и промышленной политикой наблюдается на всех этапах разработки и программ развития промышленности, и конкурентного законодательства.

В современную эпоху глобализации, сложных внутри- и межрыночных связей и стратегических взаимодействий многонациональных фирм сама по себе конкурентная политика не способна обеспечить эффективность рынков. Необходима адекватная поддержка со стороны всех видов промышленной политики, в первую очередь научно-технической и региональной политики занятости.

Как свидетельствует опыт, промышленная политика часто стимулирует изменения антимонопольного законодательства и практики его применения, а реализация промышленной политики стало ключевым фактором осуществления политики поддержки конкуренции. В то же время антимонопольное регулирование выступает как условие эффективности самой промышленной политики, а успешная промышленная политика всегда имеет в своем распоряжении адекватную политику поддержки конкуренции.

Таким образом, антимонопольная политика понимается как система мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности экономических агентов на товарных и финансовых рынках. Конкурентная политика нацелена на решение более широкого спектра проблем путем поддержки и стимулирования конкуренции. Если антимонопольное регулирование по своей природе реагирует на уже сложившуюся на рынке ситуацию, то конкурентная политика наряду с мерами пресечения монополистических действий фирм
(и государственных органов) нацелена на активное выявление потенциальных узких мест - рынков и отраслей, где в силу тех или иных причин конкурентные механизмы могут показаться ослабленными.

Н. Розанова


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 сентября снижается
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 сентября снизилась на 0,53% и составила 45471,849 млрд руб.
19:21Мосбиржа зарегистрировала допвыпуск облигаций девелопера "Легенда" на 545,3 млн рублей
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,8332 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 70,7617 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,0726 руб.
18:59Рынок акций РФ завершил третий квартал на пессимистической ноте
18:55Fitch сохранило прогноз цены Brent на уровне $65 за баррель в 2019 г.
18:50Австралия понизила прогноз мирового спроса на сталь в 2019-2021 гг.
18:45Saudi Aramco увеличит дивиденды на 29%, до $75 млрд в 2020 г.
18:40Пассажирские авиаперевозки в РФ в 2019 г. вырастут на 10,7%, грузовые снизятся почти на 5% - материалы к бюджету
18:34PayPal первым из иностранных игроков получит доступ к рынку платежных услуг КНР
18:30Профицит бюджета РФ в 2019 г. может составить 0,6% ВВП - материалы к проекту бюджета 2020-2022 гг.
18:25Турпоток из России в Турцию вырос за 8 месяцев на 15%
21 октября 2019 г.
19:55Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 21 октября растет