Cash pooling. К масштабному внедрению пока не готовы.

Усиление конкуренции и интернационализация финансовых рынков приводит к возрастанию спроса крупных корпоративных клиентов на банковские продукты, позволяющие оптимизировать процесс управления накопленной ликвидностью, получать прямой экономический эффект за счет сокращения затрат на дополнительное фондирование. Унифицированный документооборот, системность, оперативность и достоверность получения информации по заданным форматам, а также автоматизация и полная прозрачность бизнес-процессов - это те преимущества банковских систем cash management, которые позволяют говорить об актуальности данного направления в банковской сфере.

Согласно словарю финансово-экономических терминов и определений, cash management - это совокупность банковско-бухгалтерских услуг, оказываемых отдельными банками (или их объединениями) корпоративной клиентуре по управлению ее наличностью с целью оптимизации внутренних финансовых потоков и осуществления фирменного планирования на предмет достижения максимизации дохода.

В России процесс внедрения инновационных банковских продуктов, в том числе и такого нового продукта, как cash management, отстает от западного примерно на 20-30 лет. Это вполне объясняет тот факт, что первыми отечественными банками, внедрившими систему cash management, были «дочки» иностранных кредитных организаций, использовавшие уже наработанные за десятилетия технологии своих материнских компаний. Первой кредитной организацией со 100% иностранным капиталом, начавшим работу по направлению cash management, стал Ситибанк (1997 г.), российский Альфа-Банк внедрил этот продукт лишь 8 лет спустя .

Появление отдельных элементов нового «западного» банковского продукта в начале 2000-х гг. во многом определил растущий интерес российских предприятий к технологичным продуктам. Однако реалии экономической и политической жизни страны заставляют учитывать капиталоемкость и инерционность перехода отечественных банков на новые технологические платформы, что, соответственно, тормозит широкое распространение инновационного продукта в масштабах всего банковского сектора. На наш взгляд, в ближайшее время массовым продуктом cash management в России не станет, однако отдельные элементы этой комплексной услуги могли бы быть ориентированы на потребности не только корпораций, но и малого и среднего бизнеса.

Корпоративные клиенты в России пока не готовы к масштабному внедрению услуги cash management — сначала им необходимо провести внутренние преобразования и реинжиниринг бизнес-процессов. Они лишь изучают имеющиеся на рынке предложения, примеряя их к своим бизнес-моделям, Многие банки технологически способны реализовывать отдельные элементы комплекса, однако лишь декларируют возможность предоставлять данный продукт. Сегодня основные потребители продуктов системы cash management — крупные вертикально интегрированные холдинги, которым удалось консолидировать свои денежные потоки в опорных банках.

В традиционном понимании технология cash management включает в себя расчетные продукты, которые позволяют компании передать обслуживающему банку часть функций казначейства: управление ликвидностью, процентными ставками, а также поступлениями средств и платежами. Однако набор элементов, из которых состоят продуктовые линейки cash management российских и иностранных банков, значительно различается, что объясняется отсутствием практического опыта у отечественных банков и отличием в теоретических подходах, технологии и методологии стратегий управления денежной ликвидностью.

На сегодняшний момент в России не сформировалась стройная общепринятая классификация системы cash management. Этот рынок у нас фактически только формируется и ограничивается оказанием услуг по контролю денежных потоков и cash pooling, представляющего собой безакцептное списание остатков. Комплексные готовые решения по cash management, которые возможно модифицировать под требования клиента, предлагают лишь немногие отечественные банки.

О. Малышева


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 февраля 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 20 февраля движется разнонаправленно
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 20 февраля выросла на 1,97% и составила 50612,953 млрд руб.
19:43ГК "ПИК" установила порядок определения 7-10-го купонов бондов БО-П01
19:38Ставка 14-го купона бондов РЖД серии БО-12 установлена в размере 3,4% годовых
19:37МТС полностью разместила бонды на 15 млрд рублей
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 63,829 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 68,9109 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,072 руб.
19:09Сбербанк разместил 29,68% выпуска инвестиционных облигаций на 742 млн рублей
19:07Мосбиржа зарегистрировала облигации "Газпром нефти" на 10 млрд рублей
19:03Рынок акций РФ завершил торги разнонаправленно
19:01Запасы нефти в США выросли за период с 7 февраля по 14 февраля на 415 тыс. баррелей, бензина - упали на 1971 тыс. баррелей
18:42"Зарубежнефть" планирует приобрести по 50% в трех компаниях в Индии с солнечными электростанциями
18:34Белоруссия закупила 160 тыс. тонн российской нефти у трейдеров без премии с перевалкой в Литве
18:26Минфин изучает идею повышения страховки по вкладам задним числом, но склоняется к адресным мерам поддержки
Официальная ликвидация юридических лиц и ИП Официальная ликвидация юридических лиц и ИП. Официальная ликвидация юридического лица-является надежным способом закрыть организацию, в то же время, она занимает больше всего времени, по сравнению с другими видами ликвидации. Стоит отметить, что процедуре официальной ликвидации не подлежат фирмы с долгами.