Cash pooling. К масштабному внедрению пока не готовы.

Усиление конкуренции и интернационализация финансовых рынков приводит к возрастанию спроса крупных корпоративных клиентов на банковские продукты, позволяющие оптимизировать процесс управления накопленной ликвидностью, получать прямой экономический эффект за счет сокращения затрат на дополнительное фондирование. Унифицированный документооборот, системность, оперативность и достоверность получения информации по заданным форматам, а также автоматизация и полная прозрачность бизнес-процессов - это те преимущества банковских систем cash management, которые позволяют говорить об актуальности данного направления в банковской сфере.

Согласно словарю финансово-экономических терминов и определений, cash management - это совокупность банковско-бухгалтерских услуг, оказываемых отдельными банками (или их объединениями) корпоративной клиентуре по управлению ее наличностью с целью оптимизации внутренних финансовых потоков и осуществления фирменного планирования на предмет достижения максимизации дохода.

В России процесс внедрения инновационных банковских продуктов, в том числе и такого нового продукта, как cash management, отстает от западного примерно на 20-30 лет. Это вполне объясняет тот факт, что первыми отечественными банками, внедрившими систему cash management, были «дочки» иностранных кредитных организаций, использовавшие уже наработанные за десятилетия технологии своих материнских компаний. Первой кредитной организацией со 100% иностранным капиталом, начавшим работу по направлению cash management, стал Ситибанк (1997 г.), российский Альфа-Банк внедрил этот продукт лишь 8 лет спустя .

Появление отдельных элементов нового «западного» банковского продукта в начале 2000-х гг. во многом определил растущий интерес российских предприятий к технологичным продуктам. Однако реалии экономической и политической жизни страны заставляют учитывать капиталоемкость и инерционность перехода отечественных банков на новые технологические платформы, что, соответственно, тормозит широкое распространение инновационного продукта в масштабах всего банковского сектора. На наш взгляд, в ближайшее время массовым продуктом cash management в России не станет, однако отдельные элементы этой комплексной услуги могли бы быть ориентированы на потребности не только корпораций, но и малого и среднего бизнеса.

Корпоративные клиенты в России пока не готовы к масштабному внедрению услуги cash management — сначала им необходимо провести внутренние преобразования и реинжиниринг бизнес-процессов. Они лишь изучают имеющиеся на рынке предложения, примеряя их к своим бизнес-моделям, Многие банки технологически способны реализовывать отдельные элементы комплекса, однако лишь декларируют возможность предоставлять данный продукт. Сегодня основные потребители продуктов системы cash management — крупные вертикально интегрированные холдинги, которым удалось консолидировать свои денежные потоки в опорных банках.

В традиционном понимании технология cash management включает в себя расчетные продукты, которые позволяют компании передать обслуживающему банку часть функций казначейства: управление ликвидностью, процентными ставками, а также поступлениями средств и платежами. Однако набор элементов, из которых состоят продуктовые линейки cash management российских и иностранных банков, значительно различается, что объясняется отсутствием практического опыта у отечественных банков и отличием в теоретических подходах, технологии и методологии стратегий управления денежной ликвидностью.

На сегодняшний момент в России не сформировалась стройная общепринятая классификация системы cash management. Этот рынок у нас фактически только формируется и ограничивается оказанием услуг по контролю денежных потоков и cash pooling, представляющего собой безакцептное списание остатков. Комплексные готовые решения по cash management, которые возможно модифицировать под требования клиента, предлагают лишь немногие отечественные банки.

О. Малышева


Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

30 октября 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 сентября движется разнонаправленно
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 сентября снизилась на 0,22% и составила 45236,230 млрд руб.
19:40"Группа ПИК" завершила размещение облигаций объемом 7 млрд рублей
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 91,7801 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,5233 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 78,3231 руб.
19:13Ставка 13-го купона бондов РЖД серии БО-16 установлена в размере 4,6%
19:08Цены на медь приближаются к многолетнему пику
19:01В августе ресторанный рынок РФ замедлил падение до 18,7% - Росстат
19:01Средняя пенсия в РФ в августе выросла на 2,2%- Росстат
18:59Индекс МосБиржи просел на 0,15%, индекс РТС вырос на 2%, за сентябрь индикаторы снизились на 2 и 6,4%
18:58ДОМ.РФ установил ставку 40-го купона бондов А18 на уровне 0,05%
18:41В 2021-22 годах Россия увеличит субсидии на строительство крупнотоннажных судов
18:39РЖД завершили размещение бессрочных "зеленых" облигаций объемом 100 млрд рублей
1 октября 2020 г.
18:14Банк России указывает на остающееся неравномерным восстановление экономической активности в РФ
Официальная ликвидация юридических лиц и ИП Официальная ликвидация юридических лиц и ИП. Официальная ликвидация юридического лица-является надежным способом закрыть организацию, в то же время, она занимает больше всего времени, по сравнению с другими видами ликвидации. Стоит отметить, что процедуре официальной ликвидации не подлежат фирмы с долгами.