Современное состояние банковского сектора: тенденции капитализации.
После кризисных потрясений 1998 г. российская банковская система претерпела существенные изменения с точки зрения как основных качественных, так и количественных параметров, характеризующих ее современное состояние. Российские банки работают в условиях больших перемен: вступление в ВТО, применение единых стандартов учета и отчетности, общепринятых в мировой практике, ужесточение различных форм контроля и надзора за деятельностью банков. Не говоря уже о происходящих изменениях в руководстве ЦБ РФ, неизбежно влекущих за собой изменения в проводимой политике, в том числе в области регулирования банковской деятельности. Каковы же основные тенденции развития российской банковской системы по итогам работы в новом тысячелетии? Как выглядит современный типовой банк в преддверии всех этих перемен? Какова динамика основных показателей деятельности крупных, средних и малых банков? Как все эти изменения повлияли на развитие инфляционных процессов, какой инфляционный потенциал они таят в себе и что это означает с точки зрения экономического развития? На эти и многие другие вопросы, тесно с ними связанные, автор попытается найти ответы в рамках данной главы.
Начнем с фактов: приведем характеристику современного состояния банковского сектора. По состоянию на 1 июля 2004 г. количество банков в России составило 1489, в том числе в форме обществ с ограниченной ответственностью — 591, или 39,69%, с акционерной формой собственных средств — 897, или 60,24%. Интересно, что среди них долгожителей, т.е. зарегистрированных ЦБ РФ до 1990 г., всего 387 банков, или 25,99%. В то время как большая часть, или 63,73%, банков, действовавших к середине 2004 г., были зарегистрированы в период с 1991 по
1995 г. С 1998 по 1999 г. включительно (сразу после кризиса) было зарегистрировано всего 1,01% банков, а с 2000 по 2003 г. — 7,05% банков. В итоге динамика появления и становления коммерческих банков в точности отражает цикличность экономического развития и может служить одним из показателей взаимосвязи указанных параметров.
Тревожным является то обстоятельство, что в последнее время наметились негативные тенденции и в динамике основных качественных показателей банковской деятельности — величины активов и пассивов, включая прибыль и капитал банков.
Серьезные опасения вызывает крайне низкий уровень капитализации большинства российских банков и банковского сектора в целом. Активы всей банковской системы в настоящее время составляют около 120 млрд долл., что сравнимо с активами любого крупного западного банка. При этом отношение активов участников финансовой системы (банков, страховых компаний, фондов) к ВВП для России составляло к концу 2001 г. 45%, тогда как в большинстве ведущих стран (в Германии, Великобритании, Швейцарии, США и др.) — 200-350%. В Японии этот показатель для кредитных институтов держится на уровне свыше 550%.
Таким образом, роль банковского сектора в поддержании экономического роста ограничивается в том числе и относительной слабостью самих банков. На актуальность этой проблемы указано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2002 г., в котором помимо прочих мер в отношении развития банков говорится также о необходимости «принять меры по повышению их капитализации».
Проблема капитализации банковского капитала — тема важная не только сама по себе, но и с точки зрения решения более широкого спектра вопросов монетизации экономики в целом: формирования финансовых ресурсов, ценообразования и качества, их сроков и объемов, адекватных задачам экономического роста. В этом контексте монетизация предполагает не механическое накачивание экономики деньгами, а создание условий, в первую очередь необходимых для того, чтобы деньги эффективно работали, выполняя все свои функции и обеспечивая условия, необходимые для экономического роста. Происходить это должно путем перенаправления ресурсов из финансового и банковского секторов в реальную экономику, в том числе посредством использования гарантий, снижающих кредитные риски. Финансовые ресурсы необходимо сделать менее дорогими, а потому более доступными для предприятий.