Коммерческие банки в современных условиях. Стратегическое управление.
Усиление внутриотраслевой конкуренции в банковской сфере России вызвано в первую очередь значительным укреплением национальной банковской системы, которая сумела не только восстановиться после кризиса 1998 г., но по ряду важнейших показателей даже превзойти докризисный уровень. В последние годы значительно вырос совокупный капитал банков, увеличились их активы. Отмечен рост кредитов, предоставляемых нефинансовому сектору экономики. В этой ситуации наметилось усиление консолидации банковского капитала, стали возможны слияние банков и их поглощение другими кредитными организациями.
Консолидация капитала усиливает ценовую и неценовую конкуренцию. В России последняя нарастает ускоренными темпами вследствие использования современных платежных технологий, появления новых видов кредитов и депозитов, а также комплексного расчетно-кассового и кредитного обслуживания. Постепенно свою нишу на рынке начинают занимать кредитные карты. Важнейшим условием доступа к ресурсам населения становится система гарантирования вкладов, что неизбежно обостряет конкуренцию между банками, в первую очередь крупнейшими.
Коммерческие банки находятся в центре ожесточенной межотраслевой конкуренции. Они соперничают с многочисленными инвестиционными институтами за сбережения населения и активы состоятельных граждан. Крупными кредиторами становятся страховые компании и пенсионные фонды. Инвестиционные банки обслуживают эмиссию корпоративных облигаций и коммерческих бумаг крупных промышленных и торговых компаний, что ведет к значительному сокращению кредитных портфелей банков. Даже в секторе потребительского кредитования позиции банков ослаблены многочисленными финансовыми и лизинговыми компаниями, учрежденными крупными производителями. В краткосрочном кредитовании велика доля коммерческого кредита и факторинговых операций. Некоторые финансовые институты открывают и ведут счета клиентов, осуществляют платежи. Так, строительные общества в Великобритании по предоставляемый услугам вполне равноценны коммерческим банкам. Интенсивность указанных процессов такова, что еще совсем: недавно в ведущих изданиях вполне серьезно обсуждался вопрос, есть ли у традиционных банков будущее.
В России интенсивно развивается потребительское небанковское кредитование, особенно при реализации автомобилей, дорогой видео- и аудиотехники. Появляются факторинговые компании, активизируется деятельность лизинговых компаний в потребительском секторе (отечественные и иностранные автомашины). Строительные компании готовы продавать квартиры в рассрочку.
Легкость проникновения на различные секторы национальных финансовых рынков, прозрачность валютных границ— важнейшая составляющая процесса глобализации. Существует большая группа национальных банков, которые соперничают друг с другом: практически в любой стране мира. Одной из таких стран является Россия.
Роль и значение банков с иностранным капиталом несоизмеримы с количественными ограничениями, которые Банк России накладывает на размер их совокупного капитала. Иностранные банки активно кредитуют малый бизнес, внедряют ипотечное и потребительское кредитование, развивают лизинг. Они устанавливают и поддерживают отношения с ведущими отечественными и транснациональными компаниями. Вот почему стратегией российских банков в современных условиях должно стать в первую очередь укрепление собственных рыночных позиций.
Реальную базу для проникновения в банковскую систему компаний, оказывающих различные финансовые услуги, образуют современные электронные технологии и средства коммуникации. Интернет-технологии позволяют провести глубокий реинжиниринг процессов обслуживания и достичь резкого сокращения затрат на проведение банковских операций, особенно самых простых и общедоступных. Обслуживание по телефону или в сети Интернет ставит под угрозу существование дорогостоящей филиальной сети традиционных банков. Возникают системы «электронных денег», радикально изменяющих положение на рынке платежных услуг.