Венесуэла. Особенности банковской системы.
Государство проводило, особенно начиная с 60-х годов, ограничительную политику в отношении допуска иностранных банков на внутренний рынок. Эти ограничения касались как долевого участия в капитале местных кредитных организаций, так и прямого запрета для уже действующих зарубежных институтов привлекать накопительные вклады населения и депозиты государственных учреждений. В 1993 г. на территории Венесуэлы функционировали всего 4 филиала ТНБ.
В связи с этим в стране получили распространение смешанные формы участия иностранного и национального капитала в кредитной системе. Так, в середине 70-х годов английский Lloyds Bank International имел вложения в Banco la Guaira Internacional, американский Chase Manhattan Bank — в Banco Mercantil у Agricola, французский Credit Lyonnais — в Banco Provincial de Venezuela, испанский Grupo Fierro — в Banco Exterior, и т.д. В то же время наиболее крупные венесуэльские банки, приобретая акции иностранных финансовых учреждений, выполняли функции их представителей на территории Венесуэлы. В частности, Banco Mercantil у Agricola представлял группу Rockfeller, Banco de Venezuela — группу Morgan Guaranty.
Длительная эволюция кредитной системы в условиях жесткой регламентации правительством основных аспектов ее деятельности и практического отсутствия внешней конкуренции предопределила формирование существенных особенностей в ее состоянии и структуре, оказавших влияние на характер и масштабы банковского кризиса, начавшегося в конце 1993 г.
В результате действия рассмотренных выше тенденций в начале 90-х годов доля государственных и иностранных кредитных учреждений на рынке банковских услуг в Венесуэле была ниже, чем в большинстве других латиноамериканских стран. Например в Бразилии, где доля нерезидентов на ссудном рынке в этот период также была сравнительно небольшой, она в 1995 г. была выше 6%, а доля государственных банков в активах банковской системы превышала 40%.
Жесткая система директивного регулирования позволяла в определенной степени компенсировать слабость государственных и малозаметное присутствие в Венесуэле иностранных банковских учреждений. Однако одновременно система лишалась гибкости и подвергалась повышенному риску в случае ухудшения экономической конъюнктуры под влиянием внутренних и внешних факторов.
В числе других особенностей можно отметить и наличие большого числа специализированных кредитных учреждений. При отсутствии в стране четких законодательных основ для деятельности универсальных банков система эволюционировала в направлении формирования финансовых групп, возглавляемых холдинговыми компаниями. Центром такой группы, как правило, являлся крупный коммерческий банк, вокруг которого концентрировались специализированные кредитные организации, включая ипотечные банки, заемно-сберегательные учреждения, финансовые общества, фонды ликвидных активов, страховые и лизинговые компании и др. Доминирующее положение в финансовой системе занимали коммерческие банки. На них в 1990 г. приходилось 87% всех вкладов, на финансовые общества и ипотечные банки — по 5%.
Довольно высокая степень концентрации капитала при отсутствии действенного антимонопольного законодательства способствовала усилению монополизации кредитного рынка. В руках ограниченного числа физических и юридических лиц оказался контроль не только над крупнейшими банками, но и финансовыми группами. Сочетание монополии с низкой финансовой дисциплиной и правовым нигилизмом предопределяло не только повышенную стоимость кредитов, но и низкую степень эффективности банковской системы в целом, особенно с точки зрения ее взаимодействия с реальной экономикой.