«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.
На первых порах встретило затруднения решение вопроса о финансировании строительства нового крупного газопровода от Штокмановского месторождения природного газа в Баренцевом море до Санкт-Петербурга с ответвлением в Финляндию, а возможно, и в Швецию. Это месторождение расположено в Баренцевом море на расстоянии 550 км от Мурманска, а его стоимость оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. В настоящее время строительство трубопроводов, связывающих российские месторождения углеводородов с ЕС, перешло в практическую плоскость. В 2005 г. началась реализация проекта Североевропейского газопровода стоимостью 2 млрд долл. и протяженностью 2187 км, из которых 1200 км приходятся на море и 917 км — на сушу. Газопровод планируется провести от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. По-прежнему остро стоит проблема привлечения средств для развития транспортно-коммутационной инфраструктуры российского севера и северо-запада.
Причины дефицита капиталов, которые не удается привлечь для реализации политики «Северного измерения» в необходимых объемах, следующие:
а) факторы международного характера;
б) причины европейского плана;
в) причины, связанные с особенностями российской экономической ситуации.
Рассмотрим сначала факторы международного уровня. Для существенного притока в Россию инвестиций, необходимых для освоения ее топливных ресурсов в трудно доступных регионах Севера, необходимо соответствующее состояние мирового рынка и, прежде всего, высокий уровень цен на топливо. Рынок диктует вовлечение в хозяйственный оборот в первую очередь наиболее легкодоступных месторождений сырья и топлива, таких как, например, месторождения в странах Ближнего Востока или в бассейне Каспийского моря. Месторождения нефти и газа Северного моря стали широко осваиваться только после нефтяного кризиса 1970-х гг., вызвавшего взрывной рост цен на нефть. Точно также освоение запасов топлива на шельфе Баренцева моря стало возможным только после существенного роста цен, наблюдаемого в последние годы, так как эти месторождения требуют более высоких удельных капиталовложений.
Большая часть российских топливных и минеральных ресурсов (по некоторым оценкам от 70 до 90%) расположена в труднодоступных условиях севера. Они представляют собой кладовую полезных ископаемых, которые возможно использовать только тогда, когда другие источники, более удобные и легкодоступные, будут истощены. Именно в этом состоит их роль в мировой экономике и их мирохозяйственное предназначение — служить природной кладовой мирового хозяйства.
Наконец, на российском уровне тоже возникает ряд проблем, которые во многом препятствуют активному участию России в этой программе. Экономическая реформа привела к инвестиционному кризису в России и массовому оттоку частных капиталов за границу в основные финансовые центры мировой экономики и офшорные зоны. Эти средства отвлекаются от развития экономики России, в том числе они не могут быть использованы и для «Северного измерения».
Трудности экономического взаимодействия внутри североевропейского региона обусловлены большой разницей в уровнях экономического развития (между западной и восточной (российской) частями), различной динамикой промышленного и экономического роста, существованием разрыва в уровнях жизни. Это обусловливает более слабые инвестиционные возможности России для развития инфраструктуры по сравнению с ее партнерами. Размер ВВП на душу населения в североевропейских странах превышает 30 тыс. долл. (в Норвегии даже более 40 тыс.), в то время как на северо-западе России в тот период, когда встал вопрос о «Северном измерении», объем регионального продукта на душу населения — не более 5 тыс. долл.
Ограничением иностранных инвестиций в освоение российского севера выступает несоответствие законодательной базы России западноевропейским требованиям. Инвестиционный климат для иностранных вкладчиков улучшает вступление в силу Закона о земле, принятого в России и разрешающего продажу земли. Для иностранцев законодательно допустимой стала длительная аренда, что позволяет использовать землю в качестве гарантий для получения кредитов. Вступил в действие Закон о разделе продукции. Эти два закона очень привлекательны для иностранных инвесторов.