Биржевые новости

28 октября 2016 г.  15:50

Немецкий бизнес не планирует сокращать свое присутствие на российском рынке

Немецкий бизнес по-прежнему видит признаки рецессии в экономике РФ, однако надеется на умеренный рост в 2017 году и не планирует сокращать свое присутствие на российском рынке, передает "Немецкая волна".

В пятницу германо-российская внешнеторговая палата (ВТП) представила в своем московском офисе результаты опроса "Деловой климат в 2016-2017 годах - чего немецкие компании ожидают от бизнеса в РФ", проведенного в августе 2016 года. В исследовании приняли участие 93 компании-члена ВТП, работающие в России и представляющие различные отрасли: машиностроение, ритейл, консалтинг, строительство и другие.

Как отметил председатель ВТП Маттиас Шепп, результаты исследования довольно позитивны. Так, отвечая на вопрос о текущем экономическом положении России, лишь 9% оценили его как плохое. Большинство отметили наличие в российской экономике признаков рецессии - 58%, 32% оценили ее как стабильную, 1% охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию в экономике как хорошую.

Говоря об изменении делового климата в начале текущего года, 30% респондентов отметили позитивные тенденции, 34% не увидели никаких подвижек, 26% оценили изменения скорее негативно, категорически негативно их восприняли 9%, и лишь 1% - позитивно. Для сравнения, в аналогичном опросе, проведенном в начале 2016 года, 63% опрошенных оценивали бизнес-климат в России негативно, 31% - скорее негативно.

Участников осеннего опроса попросили поделиться своими ожиданиями относительно ближайшей перспективы. До конца этого года половина респондентов ожидают стагнации и менее трети (27%) - скорее позитивного развития (еще в начале года 49% ожидали негатива). А вот в 2017 году уже больше половины - 55% ожидают преимущественно позитивного развития. Негативно и скорее негативно настроены лишь 8%.

По словам М.Шеппа, причиной изменения настроений немецких инвесторов во многом стала политика, проводимая российскими властями в области импортозамещения и стимулирования локализации. "Инвесторам предлагают выгодные условия, более 100 индустриальных парков, разумную инфраструктуру, налоговые стимулы. Свою помощь предлагают губернаторы и местные власти", - заявил М.Шепп.

Показатель притока прямых немецких инвестиций в Россию в 2016 году подтверждает эти слова. Их объем во 2-м квартале 2016 года вышел на уровень инвестиций за весь 2015 год: по данным Немецкого федерального банка, за 1-е полугодие 2016 года немецкие компании инвестировали в России 1,73 млрд евро (инвестиции за весь 2015 год составили 1,78 млрд евро).

Состояние своего собственного бизнеса в России немецкие компании, опрошенные ВТП, оценивают по большей части удовлетворительно (55%), хорошо (26%), очень хорошо (3%), плохо - 16%. В начале 2016 года ответ "плохо" был дан 38% респондентов. По итогам 1-го полугодия 27% отметили прирост оборота более чем на 10%, 21% - в пределах 10%, 15% сохранили прошлогодний уровень, 38% отметили дальнейшее снижение.

Говоря о своих планах в отношении российского рынка, подавляющее большинство (91%) заявили, что не намерены сокращать свой бизнес в России, лишь 9% имеют планы по сокращению. М.Шепп добавил, что в октябре был проведен дополнительный опрос среди немецких фирм на тему локализации, и он показал, что 55,6% компаний уже имеют производство в России и планируют его расширение, 20% - планируют разместить здесь производство в ближайшие два года, 24,4% - таких планов не имеют.

Как пояснил М.Шепп, сегодняшний курс рубля по отношению к евро значительно удешевляет открытие производства в России. В частности, эта причина толкает немецкий бизнес к углублению локализации. В то же время он отметил, что этот процесс будет длиться 2-3 года, "и если будут результаты, процесс продолжится, если же никакой выгоды не будет, иностранные инвестиции значительно снизятся".

Препятствия для бизнеса

В числе главных препятствий для своего бизнеса, которые немецкие предприниматели видят в России, - непредсказуемое развитие рынка, бюрократия, инфляция, ограничение доступа к финансированию, протекционизм. Ощутимую негативную роль играют и антироссийские санкции. О том, что они затрагивают их бизнес, заявили 58% респондентов (42% их не ощутили). При этом 46% высказались за незамедлительную отмену санкций, 40% - за постепенную отмену, 14% - за отмену только в случае выполнения Москвой минских соглашений.

По словам М.Шеппа, бизнес, работающий с Россией, в принципе выступает против санкций (90% считают, что они бессмысленны), поскольку "они ограничивают возможности для зарабатывания денег. Все смотрят на ситуацию с точки зрения своих прибылей". В этом смысле глава ВТП считает маловероятным введение новых санкций против России из-за ее действий в Сирии. "Бизнес в ЕС достаточно критикует уже существующие санкции, так что вряд ли он поддержит еще и новые", - полагает он.

В целом же специфика российского рынка такова, что бизнес-отношения строятся на нем по большей части на доверии, и, как заявил на презентации управляющий партнер московского представительства адвокатского бюро Beiten Burkhardt Фальк Тишендорф, "несмотря на все вызовы, доверие сохранилось".


Статьи, публикации, интервью...