Немецкий бизнес не планирует сокращать свое присутствие на российском рынке
Немецкий бизнес по-прежнему видит признаки рецессии в экономике РФ, однако надеется на умеренный рост в 2017 году и не планирует сокращать свое присутствие на российском рынке, передает "Немецкая волна".
В пятницу германо-российская внешнеторговая палата (ВТП) представила в своем московском офисе результаты опроса "Деловой климат в 2016-2017 годах - чего немецкие компании ожидают от бизнеса в РФ", проведенного в августе 2016 года. В исследовании приняли участие 93 компании-члена ВТП, работающие в России и представляющие различные отрасли: машиностроение, ритейл, консалтинг, строительство и другие.
Как отметил председатель ВТП Маттиас Шепп, результаты исследования довольно позитивны. Так, отвечая на вопрос о текущем экономическом положении России, лишь 9% оценили его как плохое. Большинство отметили наличие в российской экономике признаков рецессии - 58%, 32% оценили ее как стабильную, 1% охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию в экономике как хорошую.
Говоря об изменении делового климата в начале текущего года, 30% респондентов отметили позитивные тенденции, 34% не увидели никаких подвижек, 26% оценили изменения скорее негативно, категорически негативно их восприняли 9%, и лишь 1% - позитивно. Для сравнения, в аналогичном опросе, проведенном в начале 2016 года, 63% опрошенных оценивали бизнес-климат в России негативно, 31% - скорее негативно.
Участников осеннего опроса попросили поделиться своими ожиданиями относительно ближайшей перспективы. До конца этого года половина респондентов ожидают стагнации и менее трети (27%) - скорее позитивного развития (еще в начале года 49% ожидали негатива). А вот в 2017 году уже больше половины - 55% ожидают преимущественно позитивного развития. Негативно и скорее негативно настроены лишь 8%.
По словам М.Шеппа, причиной изменения настроений немецких инвесторов во многом стала политика, проводимая российскими властями в области импортозамещения и стимулирования локализации. "Инвесторам предлагают выгодные условия, более 100 индустриальных парков, разумную инфраструктуру, налоговые стимулы. Свою помощь предлагают губернаторы и местные власти", - заявил М.Шепп.
Показатель притока прямых немецких инвестиций в Россию в 2016 году подтверждает эти слова. Их объем во 2-м квартале 2016 года вышел на уровень инвестиций за весь 2015 год: по данным Немецкого федерального банка, за 1-е полугодие 2016 года немецкие компании инвестировали в России 1,73 млрд евро (инвестиции за весь 2015 год составили 1,78 млрд евро).
Состояние своего собственного бизнеса в России немецкие компании, опрошенные ВТП, оценивают по большей части удовлетворительно (55%), хорошо (26%), очень хорошо (3%), плохо - 16%. В начале 2016 года ответ "плохо" был дан 38% респондентов. По итогам 1-го полугодия 27% отметили прирост оборота более чем на 10%, 21% - в пределах 10%, 15% сохранили прошлогодний уровень, 38% отметили дальнейшее снижение.
Говоря о своих планах в отношении российского рынка, подавляющее большинство (91%) заявили, что не намерены сокращать свой бизнес в России, лишь 9% имеют планы по сокращению. М.Шепп добавил, что в октябре был проведен дополнительный опрос среди немецких фирм на тему локализации, и он показал, что 55,6% компаний уже имеют производство в России и планируют его расширение, 20% - планируют разместить здесь производство в ближайшие два года, 24,4% - таких планов не имеют.
Как пояснил М.Шепп, сегодняшний курс рубля по отношению к евро значительно удешевляет открытие производства в России. В частности, эта причина толкает немецкий бизнес к углублению локализации. В то же время он отметил, что этот процесс будет длиться 2-3 года, "и если будут результаты, процесс продолжится, если же никакой выгоды не будет, иностранные инвестиции значительно снизятся".
Препятствия для бизнеса
В числе главных препятствий для своего бизнеса, которые немецкие предприниматели видят в России, - непредсказуемое развитие рынка, бюрократия, инфляция, ограничение доступа к финансированию, протекционизм. Ощутимую негативную роль играют и антироссийские санкции. О том, что они затрагивают их бизнес, заявили 58% респондентов (42% их не ощутили). При этом 46% высказались за незамедлительную отмену санкций, 40% - за постепенную отмену, 14% - за отмену только в случае выполнения Москвой минских соглашений.
По словам М.Шеппа, бизнес, работающий с Россией, в принципе выступает против санкций (90% считают, что они бессмысленны), поскольку "они ограничивают возможности для зарабатывания денег. Все смотрят на ситуацию с точки зрения своих прибылей". В этом смысле глава ВТП считает маловероятным введение новых санкций против России из-за ее действий в Сирии. "Бизнес в ЕС достаточно критикует уже существующие санкции, так что вряд ли он поддержит еще и новые", - полагает он.
В целом же специфика российского рынка такова, что бизнес-отношения строятся на нем по большей части на доверии, и, как заявил на презентации управляющий партнер московского представительства адвокатского бюро Beiten Burkhardt Фальк Тишендорф, "несмотря на все вызовы, доверие сохранилось".