Биржевые новости

18 ноября 2016 г.  14:56

Госдума приняла ряд законов

Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон, предусматривающий централизацию в 2017-2020 годах в федеральном бюджете 1% налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные бюджеты.

Предполагается, что направленный в федеральный бюджет 1% региональной части налога на прибыль будет затем перераспределяться обратно в регионы, но уже по новой методике, которая будет учитывать результаты инвентаризации расходных полномочий субъектов РФ.

Таким образом, в 2017-2020 годах в федеральный бюджет будет поступать налог на прибыль, исчисленный по ставке 3%, в региональный бюджет - по ставке 17%. При этом ставка региональной составляющей налога на прибыль может быть понижена субъектом РФ для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 12,5%.

Сейчас налог на прибыль распределяется следующим образом: 2% идет в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъектов РФ.

Ранее вице-премьер Дмитрий Козак отмечал, что в условиях 2016 года 1% этого налога дает 117 млрд рублей дополнительного дохода в федеральный бюджет. "Мы направим эти средства, значительную часть, 84 млрд рублей, для увеличения фонда финансовой поддержки регионов, теперь он будет не 514 млрд рублей, а около 600 млрд рублей, еще 20 млрд рублей - на увеличение грантов, на поощрение регионов", - сказал он.

Акцизы

Госдума приняла в третьем чтении закон, в котором на 2017-2019 годы устанавливаются новые акцизы на дизельное топливо и средние дистилляты, алкогольную продукцию, табак и табачные изделия, а также автомобили.

При рассмотрении документа во втором чтении был повышен акциз на шампанские вина с одобренных в первом чтении 27 рублей до 36 рублей за литр, на игристые вина с защищенным географическим указанием акциз останется на уровне 14 рублей. Акциз на обычные вина из импортного винограда на все три года установлен на уровне 18 рублей, из российского винограда - 5 рублей.

Ставка акциза на сигареты устанавливается в 2017 году на уровне 1562 рублей за 1 тыс. + 14,5% расчетной стоимости, в 2018 году - 1718 рублей за 1 тыс. + 14,5% расчетной стоимости, в 2019 году - 1890 рублей за 1 тыс. сигарет + 14,5% расчетной стоимости.

При этом сумма акциза будет увеличиваться за счет умножения на установленный в Налоговом кодексе коэффициент в случае, если в сентябре-декабре каждого года будет зафиксирован существенный рост реализации сигарет. Эта поправка направлена на борьбу с практикой, когда налогоплательщики, зная о предстоящем с нового года повышении ставок акциза, занижают суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет, за счет значительного увеличения объема реализации продукции в конце каждого года по более низким ставкам акциза.

Акциз на табак трубочный и курительный устанавливается в 2017-19 годах на уровне 2530 рублей, 2772 и 3050 рублей за 1 кг соответственно. Отдельный акциз установлен для табака, предназначенного для потребления путем нагревания. Он установлен в размере 4800 рублей, 5280 рубле и 5808 рублей соответственно.

Акцизы на средние дистилляты в 2017 году будут установлены в размере 7800 рублей за 1 тонну, в 2018 году - 8112 рублей за тонну, в 2019 году - 8436 рублей за тонну. В настоящее время акцизы на средние дистилляты приравнены к акцизам на дизельное топливо.

Акцизы на дизельное топливо решено установить на уровне 6800 рублей, 7072 рублей и 7355 рублей в 2017-2019 годах соответственно.

Ставка акциза на бензин, не соответствующий 5-му классу, и прямогонный бензин сохраняется на уровне 13100 рублей за тонну на все три года.

На бензин 5-го класса установлена ставка акциза на 2017 год на уровне 10130 рублей за тонну, на 2018 год - 10535 рублей за тонну, на 2019 год - 10957 рублей за тонну.

Закон также устанавливает коэффициенты, которые будут использоваться при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче горючего природного газа организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, и аффилированными с ними компаниями. Эти коэффициенты помогут учесть дополнительные доходы, которые получат добытчики газа от дополнительной индексации тарифа на газ для промышленных потребителей на внутреннем рынке.

Кроме этого, документ уточняет порядок определения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти в случаях, когда добыча осуществляется из скважины, работающей одновременно на нескольких залежах углеводородного сырья.

Закон также меняет порядок взимания НДПИ на многокомпонентные комплексные руды, содержащие медь, никель и металлы платиновой группы, добываемые на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края (основными месторождениями металлов этой группы в РФ являются месторождения, расположенные в Красноярском крае - более 99% разведанных и более 94% оцененных российских запасов). В настоящее время налоговая база по НДПИ на многокомпонентные руды определяется расчетным способом, исходя из затрат на добычу многокомпонентных комплексных руд. В результате занижаются поступления от данного налога в бюджетную систему РФ, отмечается в пояснительной записке к документу. Закон устанавливает ставку НДПИ на многокомпонентные руды в размере 730 рублей за тонну добытой руды. Ставка акциза за тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, никель и металлы платиновой группы, составит 270 рублей за тонну.

Изменение кадастровой стоимости

Также депутаты приняли в третьем чтении закон о праве региона принимать решение об отмене или введении моратория на изменение кадастровой оценки недвижимости до 2020 года.

Согласно поправке, установленный сейчас законом мораторий не будет применяться в обязательном порядке, но решение о его введении может быть принято высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. Субъект сможет установить, что с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года будет применяться кадастровая оценка, которая действовала на 1 января 2014 года.

Региональные власти должны принять решение о таком моратории до 20 декабря 2016 года. Это решение должно быть направлено в течение трех дней в Росреестр.

Как сообщалось ранее, закон "О государственной кадастровой оценке" вступил в силу 3 июля 2016 года. Параллельно с этим Госдума приняла закон, вводящий мораторий на изменение кадастровой стоимости при взимании платы за землю (процент от кадастровой стоимости) во всех ее возможных формах.

Принятый закон также дает региону, на территории которого налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объектов, право принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц, подлежащему уплате за 2015 год, пени начисляются начиная с 1 мая 2017 года.

Закон принят под названием "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Обнуление до 2030 г. НДС на пригородные и дальние ж/д перевозки

В третьем чтении принят закон, который обнуляет налог на добавленную стоимость (НДС) на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования.

Согласно документу, НДС в отношении перевозок в дальнем сообщении будет обнулен с 1 января 2017 года до 1 января 2030 года, а обнуление НДС в отношении пригородного сообщения будет продлено до 1 января 2030 года.

Закон также продлевает до 1 января 2019 года применение нулевой ставки НДС на внутренние авиаперевозки в Крым. Эта норма действует с июня 2014 года и должна была прекратить свое действие с 1 января 2017 года.

Кроме того, не будут подлежать обложению НДС реализация иностранными лицами прав на проведение "Формулы-1", а также рекламные услуги, реализуемые организаторами чемпионата.

В документе также устанавливается порядок исполнения налоговой обязанности налогоплательщика его поручителем. ФНС РФ сможет устанавливать форму договора поручительства.

Поправки в Налоговый кодекс включают в перечень сделок, не относящихся к контролируемым, сделки по предоставлению поручительств в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками, а также сделки по представлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации которых является РФ. Глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров отметил, что эта поправка позволит собственникам кредитовать собственные предприятия. По словам депутата, при действующем порядке собственники подпадают под трансфертное ценообразование и обязаны уплатить налог, из-за чего становится дешевле взять кредит в банке.

Закон принят под названием "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".

60% акцизов на алкоголь направят в региональные бюджеты

Также принят закон, который увеличивает с 50% до 60% долю акцизов на алкоголь, направляемую в бюджеты субъектов РФ.

При этом в региональных бюджетах снизится доля доходов от соглашений о разделе продукции с 25% до 20%.

Закон также уточняет понятие "дотации" и дает возможность закрепить их целевой характер. Согласно документу, субъект РФ будет заключить соглашение с Минфином РФ об условиях предоставления дотаций. Условия, при исполнении которых субъект сможет заключить соглашения, условия предоставления и использования дотаций, обязательства субъекта РФ и меры ответственности за их невыполнение устанавливаются правительством РФ.

Кроме того, документ вводит новое приложение к федеральному бюджету, в котором будет определен перечень приоритетных направлений, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов РФ за счет средств федерального бюджета. Согласно поправкам, по направлениям деятельности, не включенным в этот перечень, субсидии могут предоставляться только из резервных фондов президента и правительства РФ.

Закон также приостанавливает до 1 января 2017 года норму Бюджетного кодекса (БК) РФ об утверждении в законе о бюджете объема условно утверждаемых расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов, на второй год - в объеме не менее 5% от общего объема расходов второго года. Под условно утверждаемыми расходами в БК РФ понимаются ассигнования, не распределенные в плановом периоде в соответствии с бюджетной классификацией расходов.

Минфин получил право перераспределять до 10% расходов на оборону без правки бюджета

Госдума приняла в третьем чтении закон, который позволяет в ходе исполнения бюджета перераспределять расходы на оборону и национальную безопасность внутри установленных законом о бюджете лимитов, но не более чем на 10%.

Согласно документу, Минфин сможет без внесения изменений в закон о бюджете перераспределять 10% установленных законом о бюджете лимитов на оборону и безопасность. При этом в перечень госпрограмм, ассигнования на которые Минфин сможет перераспределять бюджетной росписью, не будет входить госпрограмма вооружения РФ.

При внесении таких изменений не должно происходить уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, и не должно происходить увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда.

Закон также вводит парламентский контроль за использованием этих средств. Минфин будет направлять свои предложения по перераспределению средств в комиссию по закрытым статьям, которая в течение одного рабочего дня должна дать свое согласие или отклонить внесение таких изменений.

Поправки также касаются парламентского контроля в отношении действующего перечня оснований для перераспределения средств бюджетной росписью. Согласно документу, Минфин будет обязан предоставлять в Госдуму и Счетную палату информацию обо всех средствах, перераспределенных в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ, в течение трех рабочих дней со дня внесения указанных изменений.

Поправки в Бюджетный кодекс РФ также расширяют основания для переноса остатков средств, которые не будут использованы в 2016 году, на реализацию решений президента и правительства по обеспечению мероприятий в сфере общегосударственных вопросов, национальной обороны и безопасности. Таким образом, эти средства будут направлены не на покрытие дефицита бюджета, а на определенные правительством цели.

Помимо этого, в Бюджетном кодексе сейчас есть нормы о замещении внешних заимствований внутренними и наоборот, но правительство может пользоваться этой нормой только при условии сокращения общих объемов на обслуживание госдолга. Закон исключает эту оговорку.

Поправками также увеличивается до 30% возможный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, который может быть не распределен между субъектами в федеральном бюджете на плановый период. В действующей редакции кодекса эти лимиты установлены на уровне 15% для первого года планового периода, на уровне 20% для второго года планового периода.

Закон также устанавливает нормативы распределения между федеральным и региональными бюджетами акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масле. В 2017 году акцизы по нормативу 38,3% будут зачислены в федеральный бюджет, 61,7% - в бюджеты субъектов РФ. В 2018 году - 42,6% в федеральный бюджет, 57,4% - в бюджеты субъектов РФ. В 2019 году - 39,8% в федеральный бюджет, 60,2% - в бюджеты субъектов РФ.


Статьи, публикации, интервью...