Биржевые новости

20 января 2017 г.  09:08

Глава Минэкономразвития: покупка валюты Центробанком не является отказом от политики свободного плавающего рубля

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что покупка валюты Банком России не является отказом от политики свободного плавающего курса, а будет сглаживать нежелательную его волатильность из-за изменения нефтяных котировок.

"Во многом проблемы в экономике связаны с тем, что волатильность нефтяного рынка через курс создает очень серьезную волатильность в разных показателях в экономике, тем самым снижает предсказуемость условия ведения бизнеса, особенно для компаний торгового сектора", - сказал он журналистам в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.

"Поэтому очень важно решение, которое было принято на совещании у президента, по ограничению использования дополнительных доходов, которые поступают в бюджет, отметкой, которая установлена в бюджете - $40 за баррель. Это открывает возможность ЦБ использовать те сбережения, которые министерство финансов делает в части бюджета, присутствовать на валютном рынке и тоже сглаживать ту нежелательную волатильность, которая идет от нефтяных котировок", - пояснил министр.

По мнению М.Орешкина, в данном случае "речь точно не идет об отказе от плавающего валютного курса". "Любые другие изменения, связанные с экспортом-импортом товаров, изменение производительности труда, изменение притока-оттока капитала - все это будет продолжать влиять на валютный курс. Он будет продолжать оставаться абсолютно плавающим", - отметил он.

Министр также отметил, что, по сути, это операции министерства финансов. "Они базируются именно на дополнительных доходах. Это не то, что ЦБ решил курсом поиграть, это сложная схема, полностью завязанная на бюджет", - сказал он.

"Та волатильность, которая связана именно с нефтяными ценами и которая одновременно залинкована со сбережением дополнительных доходов в бюджет - то есть идет полная стерилизация этих операций и не оказывается влияние на инфляцию. И именно в этой части ЦБ может начать операции, и я думаю, что когда он будет готов это сделать, он, конечно же, все объявит. У нас ЦБ очень последовательный и открытый, и поэтому я думаю, что будет полная транспарентность с их стороны", - пояснил также М.Орешкин.

"Если ЦБ делает операции, не связанные с бюджетом, он может повлиять на номинальный курс, но не может повлиять на реальный курс, а с точки зрения стабильности условий бизнеса важен именно реальный курс, потому что это именно вопрос соотношения отпускных цен и издержек", - пояснил также он.

Говоря об отличии предполагаемых операций от тех, что проводились ЦБ в начале 2000-х годов, министр заметил, что была совершенно другая ситуация. "Там объем операций ЦБ был гораздо больше, чем то, что сберегало министерство финансов. И поэтому хоть и удавалось сдерживать изменения номинального курса, была вторая проблема, то, что нельзя было делать, это управлять номинальным курсом, это все выливалось в инфляцию издержек для компаний, рост инфляции, опережающий по сравнению с ростом производительности рост зарплат, и приводило к реальному укреплению рубля" , - сказал он.

Министр отметил, что пока никаких других мер, кроме изъятия доходов свыше $40 за баррель, не обсуждается.

"Несмотря на то, что цены на нефть выросли, нельзя полагаться на них. Правительство всегда должно быть готово, что цены упадут, и должно делать так, чтобы такой сценарий не привел к негативным последствиям с точки зрения экономической динамики и с точки зрения населения. Не надо гадать, будет ли цена 30-40-50 или 60, нужно понимать, что делать в каждом из этих сценариев и выстраивать подход, который будет помогать справляться с этой волатильностью на нефтяном рынке", - сказал также М.Орешкин.


Статьи, публикации, интервью...