Биржевые новости

30 января 2017 г.  18:44

ФАС предложила новую методику на транспорт газа

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по тарифам провела публичное обсуждение предлагаемых новых изменений в методику расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам, независимые производители не увидели нового в предложениях ведомства.

Как заявил директор департамента управления эффективностью и развития газового бизнеса "Роснефти" Олег Иванов, методика с новыми изменениями стала даже более сложной, при этом в ней не исключены два существенных недостатка. Так, заметил он, в методике "есть ряд пунктов, которые позволяют манипулировать тарифом при желании". "Этот тариф можно выставить на любом уровне, и он будет экономически обоснованным", - сказал О.Иванов.

"По-прежнему финансовая деятельность "Газпрома" включается в тариф. На наш взгляд, это необоснованно, потому что тариф предполагает, что мы сегодня погашаем все затраты "Газпрома" и капитальные, и операционные, а также целый ряд кредитов "Газпрома". Зачем, если мы и так покрываем все эксплуатационные затраты?" - возмутился он.

"То же самое с дивидендами. Это тоже можно считать финансовой деятельностью, они и так платятся из чистой прибыли", - добавил он.

"Чистая прибыль формируется в соответствии с методикой таким образом, что покрывать необходимые инвестиции и в принципе дополнительно включать сюда дивиденды нет экономического смысла, потому что это чистая прибыль. Более того, мы платим эти дивиденды по большому счету авансом, хотя мы можем ориентироваться на финансовый результат прошлого года", - пояснил О.Иванов.

Он также заметил, что компанию не устраивает подход к учету инвестиций "Газпрома" в тарифе. "Если посмотреть, как сформирован тариф, у нас сегодня амортизация (по газопроводам, включаемая в тариф) превышает капвложения. Источник, который существует в тарифе, он уже превышает те затраты, которые "Газпром" реально несет. Если посмотреть на проект Генеральной схемы газоснабжения, который разрабатывается Минэнерго, такая ситуация сохранится до 2020 года - то есть всегда амортизация будет превышать капвложения. После 2020 года, по оптимистичному сценарию, они будут примерно равны, по консервативному сценарию, ситуация сохранится - амортизация всегда будет превышать капвложения", - сказал он.

О.Иванов отметил также, что методика сформулирована таким образом, что тариф может только расти, что "не отвечает актуальным задачам, которые существуют перед отраслью". "Чтобы поставлять газ на внутренний рынок, вся система уже создана, сейчас деньги нужны только на реконструкцию, сегодня это 6-12% в структуре инвестиций "Газпрома", а мы оплачиваем значительно больше. И то, что методика не предусматривает возможности корректировки в сторону снижения, это существенный недостаток", - заметил он.

"Мы не говорим, что тариф сегодня должен быть снижен или не снижен, этому должно быть экономическое обоснование. Методика должна это предусматривать. Вот два важных момента, которые надо доработать", - резюмировал топ-менеджер "Роснефти".

Коммерческий директор "НОВАТЭКа" Лев Феодосьев поддержал своего коллегу из "Роснефти", заметив, что необходимо кардинально пересмотреть подход к формированию методики расчета. В частности, заметил он, в методике нет четкого определения затрат на транспортировку газа. В настоящее время, подчеркнул Л.Феодосьев, не выполняется поручение президентской комиссии по ТЭК, в котором прописано создание равных экономических условий и справедливого единого транспортного тарифа для всех участников рынка. По словам представителя "НОВАТЭКа", "ключевая проблема действующей методики на транспортировку в том, что она не отвечает задаче экономической обоснованности".

Он подчеркнул также, что "НОВАТЭК", как потребитель услуги не имеет доступа к информации, которую предоставляет "Газпром" в рамках определения уровня тарифа. Так, сказал Л. Феодосьев, "исходя из цифр, которые мы имеем, тариф должен снижаться". Он также заметил, что принципы учета целого ряда параметров в формуле тарифа, таких как дивиденды и амортизация, вызывают вопросы.

Ранее глава "НОВАТЭКа" Леонид Михельсон отмечал, что "свои предложения по методике расчёта транспортного тарифа мы давали, считаем, что на сегодняшний день он завышен... и нет прозрачности в принципе его формирования". Он также указывал на необходимость регулирования тарифов на услуги ПХГ. "Мы ставили вопрос, все понимают его обоснованность, что должно быть регулирование на услуги ПХГ. "Газпром", как собственник, самостоятельно увеличил стоимость хранения газа в ПХГ, а по ценам на газ и по транспортному тарифу решений никаких нет", - подчеркивал Л.Михельсон.

В Совете потребителей "Интерфаксу" заявили, что новая редакция методики по ключевым положениям мало отличается от действующей и позволяет небоснованно сохранять высокий тариф для потребителей в условиях сокращения инвестиций и иных затрат монополии.

Исполнительный директор СПбМТСБ по рынку газа Александр Петров заметил, что нужна существенная переработка методики, поскольку нынешняя составлена для проведения биржевых торгов 11 лет назад.


Статьи, публикации, интервью...