Биржевые новости

16 февраля 2017 г.  09:18

РЖД в 2017 г. планируют выйти из четырех "дочек"

"Российские железные дороги" в 2017 году планируют продать 25% + 1 акцию АО "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК), 100% АО "Вагонная ремонтная компания - 3" (ВРК-3) и 25% в АО "Бетэлтранс" (БЭТ), пишут РЖД в проспекте евробондов, которые планируется разместить в ближайшее время ("Интерфакс" ознакомился с документом).

Доли во всех трех компаниях стояли в плане продаж РЖД в 2016 году. Продажа акций "дочек" в 2017 году планируется "в зависимости от рыночных условий".

В частности, найти покупателя на долю в ЦППК монополия предполагала в ходе открытого конкурса. В то же время частные владельцы компании говорили, что их не устраивает цена пакета, предлагаемая "Российскими железными дорогами". "За 4 млрд (руб.) - не будем", - заявлял бизнесмен Андрей Бокарев, отвечая на вопрос, планируют ли совладельцы участвовать в тендере. При этом он уточнял, что речь идет о предложении РЖД продать долю в ЦППК за 4,1 млрд руб. "Кто-то хочет - пожалуйста, пусть покупает, я не хочу", - отмечал предприниматель.

ЦППК работает на всех столичных направлениях, кроме петербургского, а также в ряде других регионов Центральной России. Сейчас по 25% + 1 акция принадлежат "Российским железным дорогам" и Московской области, 50% минус 2 акции - у ООО "МПК". Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", МПК принадлежит кипрской Fredlake Holdings Ltd, связываемой с Искандером Махмудовым и А.Бокаревым.

Похожая ситуация сложилась и с "ВРК-3". АО "Первая грузовая компания" (ПГК, актив группы UCL Владимира Лисина) подавало заявку на соответствующий аукцион, но отказалось от участия в нем из-за высокой цены, заявлял "Интерфаксу" генеральный директор железнодорожного оператора Олег Букин. Какую цену компания считает приемлемой, топ-менеджер не говорил. При этом источник агентства, знакомый с ходом проведения тендера, утверждает, что заявки подали сразу две структуры, связанные с "Первой грузовой", и они были единственными. По итогам аукциона его организатор - ВТБ 24 - уведомил "о признании невозможным проведения торгов в связи с отказом участников аукциона от участия" в нем.

Три вагоноремонтные компании монополия создала в 2011 году на базе имущества своей центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ). Все они были учреждены в качестве 100%-ных "дочек" РЖД. В "ВРК-3" были переданы 39 из 118 вагоноремонтных подразделений, входящих в структуру ЦДРВ, суммарной мощностью 101,5 тыс. из 358,1 тыс. вагоноремонтных операций в год. При этом перевозчик заявлял о планах выйти из капитала "ВРК-2" и "ВРК-3", оставив "ВРК-1" себе - "для поддержания гарантий". В 2011 году на долю всех ВРК РЖД приходилось около 70% рынка вагоноремонтных услуг. Такие активы, в частности, являются привлекательными для частных грузовых ж/д операторов, наращивающих парки своих вагонов.

Аукцион по продаже 100% минус 1 акция "ВРК-3" был назначен на 20 октября. 2016 года Начальная (минимальная) цена ранее была установлена на уровне 7,016 млрд руб. Впоследствии дата торгов переносилась. Среди требований к потенциальным покупателям были отсутствие в составе собственников государства с долей более 30%, а также убытков в соответствии с бухгалтерской отчетностью за последний финансовый год, просроченной задолженности перед бюджетами. Кроме того, победитель аукциона или компании, входящие с ним в одну группу, не могли принимать участие в торгах по продаже "ВРК-2" или быть собственниками его акций в течение 5 лет после покупки акций "ВРК-3". Одновременное участие компаний одной группы в торгах по продаже "ВРК-2" также не допускалось.

Источник "Интерфакса" в руководстве РЖД не исключал, что начальная цена пакетов акций ЦППК и "ВРК-3" будет пересмотрена в сторону понижения.

Что касается "Бетэлтранса", то в отношении него монополия делает в проспекте следующую пометку: "Утверждение правительством по-прежнему ожидается в связи с продажей БЭТ той же организации, которая выиграла аукцион в 2015 году на 50% минус 2 акции". Правда, в октябре сообщалось, что кабинет министров одобрил продажу "Российскими железными дорогами" 25% БЭТ АО "Т-Индустрия" ("Т-И") "по цене не ниже рыночной, но не ниже номинальной стоимости": соответствующее распоряжение тогда подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Позднее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ разрешила "Т-И" приобрести 24,99% акций "Бетэлтранса", что позволит покупателю довести долю до 74,98% и получить возможность определять условия предпринимательской деятельности "Бетэлтранса". При этом, правда, регулятор отмечал, что покупка "при определенных условиях может привести к ограничению конкуренции на товарных рынках РФ". Такой вывод ФАС сделала, проанализировав российские рынки железобетонных шпал и железобетонных брусьев для стрелочных переводов. На них БЭТ, по мнению ведомства, занимает доминирующее положение (с долями более 50%). В связи с этим антимонопольная служба выдала предписание, содержание которого, однако, не приводилось.

До этого "Т-Индустрия", купившая у РЖД 50% минус 2 акции БЭТ, предложила монополии продать еще 25% акций БЭТ по цене предыдущей сделки "в обмен" на отказ от 420 млн руб. штрафов к РЖД за меньший по сравнению с оговоренным объем закупок продукции. Такие условия содержались в письме Леонида Комарова, который тогда занимал пост генерального директора "Т-Индустрии", президенту ж/д холдинга Олегу Белозерову. Одновременно "Т-И" выражала готовность взять на себя обязательства перед железнодорожной монополией на покупку оставшихся 25% акций "по рыночной цене, но не ниже 1 тыс. 604,9 руб. за акцию" в течение года с момента окончания действующего контракта на поставку готовой продукции.

В проекте финансового плана осенью 2015 года РЖД допускали возможность продажи в 2016 году 25% акций "Бетэлтранса" (поступления от продажи оценивались в 1,513 млрд руб.). Примерно тогда же О.Белозеров заявлял, что частный владелец БЭТ получит контроль над активом. "Решение о продаже мы обсуждали, оно будет", - говорил он, отметив, что планируется "прямая продажа" действующему акционеру.

"Бетэлтранс" ("Бетонные элементы транспорта") - крупнейший производитель железобетонных шпал в РФ и СНГ. В состав компании входят 9 заводов. Контрольный пакет акций принадлежит РЖД. 50% минус 2 акции - у "Т-Индустрии", которая купила их в конце 2014 года за 3,025 млрд руб. по итогам соответствующего открытого конкурса. Согласно базе данных "СПАРК-Интерфакс", компания на 70% принадлежит нидерландской "Споор Стрюктююр Инвестеринг", на 30% - ООО "Аква Солид" (Москва). В последней 99% - у Игоря Чайки.

Кроме того, согласно проспекту облигаций, РЖД в 2017 году планируют продать 75% минус 1 акция АО "Калужский завод "Ремпутьмаш" (КЗ РМП). Монополия отмечает, что правительство ранее одобрило продажу пакетов в КЗ РМП через аукцион. Осенью в проекте финплана "Российские железные дороги" допускали такой вариант. Сейчас монополии принадлежит 100% минус 1 акция этой структуры. В июне О.Белозеров также называл этот пакет в числе активов, продажа которых запланирована на 2016 год. При этом в ранее в документах РЖД отмечалось, что монополия рассчитывает продать долю за 3,6 млрд руб.

Группа "Ремпутьмаш" объединяет 9 заводов по производству запчастей и ремонту путевой техники - в Калуге, Екатеринбурге, Оренбурге, Перми, Ярославле, Москве, а также Оренбургской, Калининградской областях и в Пермском крае. До начала реформы ж/д транспорта в РФ все они были филиалами РЖД. Монополии принадлежит 100% акций головной компании холдинга.

Продать долю в машиностроительной группе "Российские железные дороги" планировали еще несколько лет назад. Первоначально монополия предполагала найти покупателя на пакет до 50% минус 2 акции - "через частные размещения и аукционы". В дальнейшем доля выросла до "75% минус 2 акции", а форма приватизации ограничена конкурсной. Впрочем, актив вновь несколько раз переносился в план приватизации следующего года.

Также в плане продажи активов монополии на 2017 год ранее фигурировали 100% минус 1 акция ОАО "Московский механический завод "Красный путь", 46% ЗАО "Раском" и 56,99% акций ЗАО "Транскат". За них РЖД рассчитывают выручить 565 млн руб., 963 млн руб. и 270 млн руб. соответственно. Перевозчик намерен выйти из всех трех компаний.


Статьи, публикации, интервью...