Биржевые новости

18 июля 2017 г.  15:46

Количество офисов российских банков в 2016 году сократилось на 8,7%

По итогам 2016 года в России сохраняется тенденция к уменьшению количества офисов финансовых организаций, о чем свидетельствуют данные замера индикаторов финансовой доступности, проведенного Банком России в 2017 году. При этом по результатам замера наблюдается устойчивый рост использования населением дистанционных финансовых услуг, говорится в сообщении ЦБ РФ..

Количество действующих офисов кредитных организаций в 2016 году сократилось на 8,7% (в 2015 году – на 11,2%, в 2014 году – на 4,1%). Уменьшилось и количество банкоматов кредитных организаций с функцией выдачи и/или приема наличных денег с использованием платежных карт (на 2,6%), а также количество банкоматов с функцией приема наличных денег без использования платежных карт (на 5,7%). Данная тенденция является общемировой, поскольку происходит постепенное замещение контактного обслуживания дистанционным, что приводит к снижению потребности в офисах.

"Так, в соответствии с результатами замеров, использование дистанционных финансовых услуг становится все более распространенным и в России. Доля взрослого населения, использующего дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств (интернет-банкинг, мобильный банкинг), значительно увеличилась (с 23,7% в 2016 году до 31,5% в 2017 году). В частности, доля взрослого населения, использующего для перевода денежных средств мобильное устройство, выросла с 20,7% в 2016 году до 29,6% в 2017 году (в 2015 году данный показатель был равен 16,8%)", - говорится в сообщении регулятора.

На 18,9% выросло количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли (услуг), а также количество счетов, которые могут использоваться для проведения платежей, открытых физическим лицам (на 5,3%), юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (на 4,1%).

В связи с уменьшением количества точек присутствия кредитных организаций дополнительную значимость для малых городов и сельской местности, где проникновение дистанционных финансовых услуг пока не так велико, приобретает деятельность некредитных финансовых организаций, таких как кредитные кооперативы и МФО. Замер 2017 года показывает, что данный сегмент населения чаще пользуется займами в некредитных финансовых организациях (в том числе в МФО), чем население в целом по стране (6,9 и 5,7% соответственно).

В вопросе предоставления финансовых услуг населению отдаленных и малодоступных регионов может также оказаться полезной реализация концепции пропорционального регулирования кредитных организаций. Предполагается, что банкам с базовой лицензией будет проще достигать окупаемости при работе в небольших населенных пунктах, поскольку регуляторные требования к ним будут смягчены.

В ходе замера индикаторов финансовой доступности также проводится замер уровня удовлетворенности населения финансовыми продуктами и услугами. По его данным, за период с мая 2016 по май 2017 года выросла доля взрослого населения, положительно оценивающего удовлетворенность кредитами (с 36,1 до 38,8%), добровольным страхованием жизни (с 13,9 до 16,7%). Эти показатели являются одними из ключевых, так как позволяют оценить общее отношение к финансовым организациям, продуктам и услугам. В связи с этим Банк России планирует проводить их оценку не на ежегодной основе, а раз в полгода.

ЦБ РФ отмечает, что, по данным замеров, последовательно снижается уровень недоверия населения к финансовым организациям. Так, доля населения, испытывающего недоверие к любым финансовым организациям, уменьшилась с 4% в 2016 году до 2,9% в 2017 году (в 2015 году данный индикатор был равен 11,9%). Банк России уверен, что уровень доверия между участниками финансового рынка является качественным показателем его стабильности.


Статьи, публикации, интервью...