Биржевые новости

27 сентября 2017 г.  15:23

ЦБР совместно с РСА вводит отчетность по страховому мошенничеству с 4-го квартала

Российский союз автостраховщиков (РСА) на заседании президиума 4 октября представит своим членам и ЦБ РФ разработанную версию отчетности, где будут отражаться данные по страховым мошенничествам, сообщила в среду замруководителя департамента страхового рынка ЦБ РФ Светлана Никитина, выступая на форуме "Вызовы года-2017".

"Банк России проводил международные консультации относительно сбора информации и определения способов противодействия страховому мошенничеству в различных странах, в том числе и европейских, - пояснила она. - Следует отметить, что информация на эту тему представлена скудно, все страховщики неохотно ею делятся. В большей степени подобную информацию можно получить в сфере противодействия киберрискам".

В то же время С.Никитина подчеркнула, что при ведении диалога с официальными представителями госорганов и тем более с представителями судебной власти и правоохранителями недостаточно одних экспертных оценок. Регулятор и объединение страховщиков нуждаются в более полной и систематизированной информации, которая показывает масштаб проблемы.

В свою очередь вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов в своем докладе привел следующую оценку. "На долю мошенничеств в сфере ОСАГО приходится порядка 68% разного рода нарушений. При этом злоупотребления возникают как на этапе реализации страхового продукта, так и на этапе урегулирования убытка. В брокерском канале доля злоупотреблений составляет до 25% от общего числа, вклад экспертов в общее число мошенничеств достигает 20%. Мошенничества, в которых задействованы представители судов, медицинских организаций и правоохранительных органов, - еще 5%. Столько же приходится на нарушения, организованные самими потребителями, - в виде приписок ради получения повышенного страхового возмещения", - сказал он. При этом С.Ефремов отметил расширение зоны злоупотреблений, инициированных потребителями.

Самая тяжелая ситуация, по словам С.Ефремова, продолжает оставаться в связи с действиями организованных групп, которые получение неправомерных страховых выплат сделали своим бизнесом. Речь идет о недобросовестных автоюристах.

"Разного рода приписки потребителей, по экспертным оценкам, создают для страховых компаний 7-10 млрд рублей потерь в год. Потери от деятельности автоюристов оцениваются в 20 млрд рублей в год", - добавил С.Ефремов.

С начала 2017 года в полицию страховыми компаниями было передано 1973 обоснованных заявления на действия страховых мошенников, из них 109 были связаны с фальсификациями документов.

С.Ефремов сообщил, что в рамках ВСС был создан специальный комитет по противодействию страховым мошенникам. В том числе такое решение было связано с пониманием: создание барьеров на пути мошенников в одном виде бизнеса, например в автостраховании, приводит к их вытеснению в другие виды страхового бизнеса, в первую очередь в личное страхование.

"Мы чаще стали сталкиваться с ситуациями подделки медицинских заключений для последующего получения по ним необоснованных страховых выплат", - констатировал С.Ефремов. В этой связи спецкомитет ВСС планирует больше внимания уделять в ближайшее время совершенствованию базы страховых историй, включению в нее данных по личным, а затем и по иным видам страхования.

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, в свою очередь, заявил, что Минтранс пошел навстречу сообществу, ведомствам. Создана специальная рабочая группа, куда можно направлять жалобы на действия экспертов-техников, которые определяют размер возмещения ущерба на автотранспорте для страховой выплаты. Если их оценки отклоняются от стандартных оценок единой методики больше чем на 10%, такой факт может стать предметом разбирательства в Минтрансе при наличии жалобы страховщика, сказал представитель РСА. Он добавил, что страховые компании пока неактивно пользуются новой возможностью, и напрасно.

"Мне известен случай, когда в проблемном регионе один из филиалов страховщика направил за неделю в Минтранс порядка 10 жалоб на действия экспертов, и 8 из них были удовлетворены", - привел пример Е.Уфимцев. По правилам комиссии по разбору жалоб при Минтрансе РФ, первый обоснованный сигнал на действия эксперта завершается предупреждением, а последующие обоснованные обращения грозят ему потерей права на продолжение занятий профессиональной деятельностью.


Статьи, публикации, интервью...