Биржевые новости

12 октября 2017 г.  08:55

Проект бюджета на 2018-2020 годы очень жесткий и на 3 года распланирован в целом удовлетворительно - Кудрин

Экс-министр финансов России Алексей Кудрин назвал проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, внесенный правительством в Госдуму, беспрецедентно жестким по темпам сокращения расходов.

"Нынешний бюджет я принимаю как сбалансированный, он действительно очень жесткий, следует строгому бюджетному правилу и на 3 года распланирован в целом удовлетворительно. Объем обязательств достаточно высокий, и идет речь о сокращении расходов по всем направлениям - от образования и здравоохранения до обороны, это все в параметрах трехлетки запланировано. Примерно сокращение должно произойти чуть меньше чем на 2% ВВП. Я даже затрудняюсь сказать, когда у нас в последние 16 лет такой жесткий вариант сокращений осуществлялся за три года", - сказал А.Кудрин журналистам в кулуарах форума "Московской биржи" в Нью-Йорке.

"Такого периода, я думаю, у нас не было по жесткости", - добавил он.

Дефицит бюджета в 2018 г. запланирован в размере 1,3% ВВП (1,271 трлн руб.), в 2019 г. - 819,1 млрд руб. (0,8% ВВП), в 2020 г. - 869,8 млрд руб. (0,8% ВВП). Доходы бюджета ожидаются на уровне 15 трлн 257,8 млрд руб. (15,7% ВВП), расходы - 16 трлн 529,2 млрд руб. (17% ВВП). Нефтегазовые доходы прогнозируются в размере 5 трлн 479,6 млрд руб. (5,6% ВВП), ненефтегазовые - 9 трлн 778,2 млрд руб. (10% ВВП). На 2019 г. доходы прогнозируются в размере 15 трлн 554,6 млрд руб. (15,1% ВВП), расходы - 16 трлн 373,7 млрд руб. (15,9% ВВП). Нефтегазовые доходы составят 5 трлн 247,5 млрд руб. (5,1% ВВП), ненефтегазовые - 10 трлн 307,1 млрд руб. (10% ВВП). В 2020 г. объем доходов составит 16 трлн 285,4 млрд руб. (14,8% ВВП), расходов - 17 трлн 155,3 млрд руб. (15,6% ВВП). Нефтегазовые доходы прогнозируются в размере 5 трлн 440,4 млрд руб. (4,9% ВВП), ненефтегазовые - 10 трлн 845,1 млрд руб. (9,8% ВВП). Ненефтегазовый дефицит в ближайшую трехлетку будет составлять 6 трлн 751 млрд руб. (6,9% ВВП), 6 трлн 066,6 млрд руб. (5,9% ВВП) и 6 трлн 310,2 млрд руб. (5,7% ВВП) соответственно.

А.Кудрин также прокомментировал свой недавний спор с Минфином относительно цены отсечения в новом бюджетном правиле (экс-министр предлагал сделать его более мягким - $45 за баррель, а не $40).

"Я считаю, что она (цена отсечения) жесткая, думаю, что она вполне могла быть $45 за баррель, вполне рационально, и мы бы избежали чрезмерной жесткости в сокращении определенных расходов, особенно важных для "раскрутки" нового роста. В середине нулевых я оценивал, что долгосрочная средняя цена на нефть будет $50 за баррель, сегодня это чуть больше в номинальных ценах. Я считаю, что мы должны ориентироваться не на сегодняшнюю цену - все прогнозы, которые ориентировались на сегодняшнюю цену, оказались неверными", - отметил А.Кудрин.

"Если бы мы жили по правилу, утвержденному в 2013 году, то мы должны были расходовать сегодня под уровень $60 и больше. Получается, мы приняли бюджетное правило, а оно не соответствует реальным вызовам. Поэтому мы должны не на сегодняшнюю цену ориентироваться, а на какую-то средне-долгосрочную перспективу. Консенсус-прогнозы большинства агентств дают более высокие цены. Я не считаю, что это является самым важным аргументом (...), но я не считаю, что нужно раньше времени сокращать расходы, когда от них зависит экономический рост. Не надо делать раньше времени более жестким это решение", - добавил экс-министр.

"Учитывая обстоятельство, что я, как и многие другие, предлагаю, чтобы налоговая нагрузка не росла, считаю, что смягчение бюджетного правила является неплохим частично компенсирующим шагом. Доходная база сокращается, она и дальше будет сокращаться, даже в условиях постоянных цен на нефть. Получается, что у нас выбор - либо повышение налогов, либо смягчение бюджетного правила. Я считаю, что лучше немного смягчить бюджетное правило, при этом все равно нам сокращений (расходов) не избежать", - сказал А.Кудрин.

По его мнению, при сохранении в бюджетном правиле цены отсечения в $40, неизбежно либо повышение налоговой нагрузки, либо избыточное сокращение расходов. "Можно расходы сократить, только это означает, что мы не получим прирост человеческого капитала для будущего роста, инфраструктуры, адекватной экономическому росту. То есть, мы реально оголим целые бюджетные отрасли и направления, важные для экономического роста. Поэтому мы попадаем в замкнутый круг. При таком сильном сокращении мы ограничиваем именно те расходы, которые дадут будущий экономический рост", - отметил он.

"Вот почему я вижу несколько шагов по смягчению тренда на сокращение расходов, которое все равно придется провести. Это небольшое смягчение бюджетного правила, допуск на время дополнительного дефицита за счет ускорения приватизации, ускорение проведения налогового маневра в нефтяной сфере, он даст небольшой плюс, сокращение ряда налоговых льгот и маневр внутри госрасходов позволили бы сконцентрировать на ключевых направлениях расходы, которые поддержали бы экономический рост", - сказал глава совета Центра стратегических разработок.

Комментируя темпы "большой приватизации", А.Кудрин констатировал, что "пока правительство не проявляет волю к дальнейшему сокращению государственных активов".

"Я считаю, что в новом цикле правильно было бы вернуться к приватизации. Условия, я считаю, есть - экономика начала расти, у нас есть, безусловно, внешние ограничения, но я думаю, что на активы, о которых идет речь, которые являются важнейшими в российской экономике, будет спрос", - заключил он.


Статьи, публикации, интервью...