Большинство компаний не готовы к цифровой экономике - НАФИ
Большинство российских компаний не готовы к цифровой экономике. Значительной зоной риска остается неподготовленность сотрудников к переходу на цифровые технологии, низкий уровень использования каналов передачи и хранения информации, а также возможностей интернета для продвижения своего бизнеса., говорится в совместном исследовании экспертов НАФИ и фонда "Сколково".
Так, индекс готовности к переходу к цифровым технологиям составил 36 п.п из 100 возможных. Оценка готовности среди высокотехнологичных стартапов-участников исследования на 10 п.п. выше - 49 п.п. Основная проблемная зона для обеих групп компаний - низкий уровень развития человеческого капитала (20 п.п.среди высокотехнологичных стартапов и 7 п.п.среди традиционных компаний).
Методика исследования базируется на индексе International Digital Economyand Society Index (I-DESI), применяемом Европейской Комиссией для анализа уровня развития цифровой экономики по странам Европейского союза и еще 15 стран, в том числе США, России, Австралии, Канады, Китая.
Фокусные точки исследования - принятые в мировом сообществе измерения цифровой экономики:
- - инфраструктура для цифровых технологий,
- - развитость услуг связи, хранения и передачи информации,
- - развитие человеческого капитала,
- - цифровизация" бизнеса, включая уровень автоматизации внутренних процессов,
- - информационная безопасность,
- - регуляторная среда и барьеры для развития цифровых технологий.
В состав выборки вошли как компании из "традиционных" отраслей экономики, так и 120 высокотехнологичных стартапов, получивших статус участников проекта "Сколково".
Согласно данным исследования, более 70% предпринимателей в традиционных компаниях и абсолютное большинство высокотехнологичных компаний (90%) пользуются широкополосным доступом в Интернет. При этом уровень использования других услуг по хранению и обработке данных, пока, за исключением высокотехнологичных стартапов, находится на существенно более низком уровне. Мобильным интернетом пользуются 52% традиционных и 85% высокотехнологичных компаний, серверами и дата-центрами - 33% и 63%, а облачными сервисами - 25% и 66% соответственно.
Российские компании в целом уделяют сравнительно низкое внимание обучению сотрудников в области цифровых технологий. За последние 6 месяцев 8% традиционных компаний проводили централизованные образовательные программы или оплачивали тренинги и мероприятия по выбору сотрудников. Высокотехнологичные стартапы показывают более высокий уровень активности: образовательные программы в области цифровых технологий внедрены у 33% респондентов.
Большинство компаний-респондентов представлены в сети интернет (63% у традиционного бизнеса и 79% у высокотехнологичных стартапов). Однако, лишь половина компаний имеют полноценные сайты с детальной информацией о компании, ее продуктах и услугах (43% среди традиционных и 58% среди высокотехнологичных компаний). Менее половины компаний имеют собственные страницы в социальных сетях или используют цифровые каналы общения в мессенджерах (28% у традиционного бизнеса и 47% у высокотехнологичных стартапов).
Более половины компаний частично внедрили электронный документооборот (64% среди традиционных и 68% среди высокотехнологичных компаний), однако порядка 17% традиционных и 10% высокотехнологичных участников опроса все еще ведут документооборот полностью в бумажном виде.
Для автоматизации бизнес-процессов компании, преимущественно, используют различные неспециализированные решения, доля комплексных ИТ решений не превышает 20-30%.
Результаты опроса показали, что около 20% респондентов столкнулись с информационными атаками, которые повлекли финансовые потери. При этом доля подвергшихся информационным атакам примерно равна как для традиционных компаний, так и для высокотехнологичных стартапов. Более 30% респондентов оценивают угрозы в области информационной безопасности как вероятные.
Опыт использования различных видов государственных услуг в электронном виде имеет 53% компаний из традиционных отраслей и 64% среди высокотехнологичных стартапов, при этом около 30% оценивают этот опыт как положительный и лишь 6-7% - как негативный.
Одной из ключевых проблем также является низкий уровень осведомленности о соответствующей государственной программе (61% респондентов из традиционного сектора и 24% среди высокотехнологичных стартапов не осведомлены о ней).