Биржевые новости

18 июня 2020 г.  18:21

Аналитики Сбербанка не видят предпосылок быстрого восстановления российского авторынка после кризиса 2020 года

Восстановление российского авторынка после кризиса 2020 года будет более медленным по сравнению с кризисами предыдущих лет в условиях отсутствия драйверов для его роста в ближайшем будущем, считают аналитики Сбербанка.

"Если посмотреть на наш прогноз авторынка РФ в долгой перспективе, с 2005 года, то видно, конечно, что рынок у нас очень волатильный, и каждый кризис приводит к большой просадке и потом - восстановлению. Вопрос - можно ли ожидать такого же быстрого восстановления (после текущего кризиса), как было раньше. Мы сейчас находимся в немножко другой ситуации", - заявил в четверг старший аналитик Сбербанка Вячеслав Романов в ходе онлайн-конференции "Сбер Про".

"В 2005 году и ранее восстановление было за счет того, что у нас была низкая автомобилизация, и просто был недостаток автомобилей. Восстановление 2010-2013 годов было быстрым, потому что начало очень быстро развиваться автокредитование, оно создало новый пласт спроса. Сейчас мы находимся в ситуации, когда оба этих драйвера гораздо менее мощные. И поэтому мы в текущей ситуации не ожидаем такого же быстрого отскока, как он был в предыдущие кризисы. Мы здесь, наверное, более консервативны, чем эксперты, оценивающие рынок", - заявил аналитик.

Согласно презентованному им прогнозу, который был сделан на основе данных Автостата, PwC и Sberbank CIB Investment Research, продажи легковых автомобилей в РФ в 2020 году достигнут лишь 1,1 млн шт., а к 2025 году будут на уровне только 1,5 млн. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2019 года в РФ продано 1,76 млн легковых машин и LCV (-2,3% к 2018 году).

"Автомобильный рынок очень зависит от кредитования, и эта зависимость росла последние годы. Она росла, потому что снижалась процентная ставка, и кредиты становились более доступными. Поскольку процентная ставка в этот кризис не была поднята Центробанком, есть даже ожидание по снижению, то это поддержит продажи автомобилей - более доступные кредиты смогут, может быть, частично заместить то падение рынка, которое есть, в том числе из-за снижения общего уровня доходов населения", - отметил аналитик.

Одним из последствий введения ограничительных мер против коронавируса, по его словам, было снижение объема выдачи автокредитов в апреле текущего года почти на 80% в годовом выражении.

Говоря о положении российского автопрома в целом, он обратил внимание на проблему низкой загрузки производственных мощностей в РФ, которая, очевидно, обострится в условиях кризиса.

"У нас в целом по России есть достаточно большие свободные мощности. Если их посчитать в 2019 году, получается примерно 48% загрузки. То есть, условно говоря, половину мощностей можно было бы еще загрузить. Сейчас с нашим новым низким уровнем спроса мы придем к еще более низкой цифре - 31%. Это, конечно, является сложностью для автоотрасли, и некоторым компаниям придется думать о том, как жить в условиях такой низкой загрузки. Хотелось бы отметить, что, конечно, это средняя цифра, и есть достаточно успешные предприятия с высокой загрузкой. Но, с другой стороны, это означает, что есть предприятия с загрузкой ниже среднего", - сказал Романов.

Он также отметил, что российский авторынок теряет свои позиции в мире и в целом на данный момент не имеет больших предпосылок роста.

"Уровень автомобилизации для нашего уровня доходов уже достаточно высокий. И это как раз позволяет нам предполагать, что нет такого большого драйвера роста авторынка, что каких-то автомобилей не хватает и что людям нужно их покупать в любой ситуации. С другой стороны, по размеру нашего авторынка мы сейчас находимся на 12-м месте. До кризиса 2008 года наш рынок был номер пять по размеру. Это значит, что он был очень заметным и очень важным для мировых автогигантов. Когда мы являемся страной номер 12, это значит, что мы находимся в какой-то пограничной ситуации, когда для некоторых компаний мы все еще интересны, а для некоторых, наверное, уже нет", - резюмировал аналитик Сбербанка.


Статьи, публикации, интервью...