Биржевые новости

17 июля 2020 г.  10:12

Минэкономразвития хочет увязать тарифы "Транснефти" с рентабельностью по чистой прибыли, снизив ее в 4 раза

Министерство экономического развития РФ предлагает изменить параметры индексации тарифов "Транснефти" на долгосрочный период и увязать их с рентабельностью по чистой прибыли, снизив ее в 4 раза, следует из предложений ведомства в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), с которыми ознакомился "Интерфакс".

Так, министерство полагает, что в соответствии с долгосрочной программой развития монополии при сохранении существующего подхода к индексации тарифов (инфляция "минус" - ИФ) в 2024 году рентабельность по чистой прибыли "Транснефти" может превысить 25% по сравнению с 22,6% по итогам 2019 года.

"При этом деятельность естественной монополии в силу естественных причин в значительно меньшей степени подвержена рискам по сравнению с компаниями, осуществляющими деятельность на конкурентных рынках. Такой уровень рентабельности представляется завышенным и может свидетельствовать об избыточной тарифной нагрузке на потребителей услуг", - отмечает Минэкономразвития.

Для приведения уровня тарифа в соответствие с текущей экономической ситуацией с учетом роста волатильности на мировых нефтяных рынках и необходимости поддержки конкурентоспособности российских нефтяных компаний министерство предлагает рассмотреть подход, обеспечивающий выход на уровень рентабельности "Транснефти" по чистой прибыли 5% к 2025 году. Одновременно ведомство считает необходимым в целях сохранения объемом планируемого инвестирования "Транснефти" учитывать объем выпадающих доходов компании от снижения тарифов при формировании позиции РФ в отношении размера выплачиваемых дивидендов.

Между тем, советник президента "Транснефти", пресс-секретарь Игорь Демин сообщил агентству, что подсчет рентабельности проводился по всей деятельности монополии, а не только по регулируемой - прокачке нефти и нефтепродуктов. "Отсюда и цифра - 22,6%, в реальности по регулируемым видам деятельности она не превышает 10%", - сказал он. "Почему рентабельность должна быть 5%? Фактически это означает, что государственное имущество (магистральные нефтепроводы) должны предоставляться частным компаниям по себестоимости. Кроме того, типовой уровень рентабельности не позволит окупить затраты на строительство новой инфраструктуры в реальные (15-20 лет) сроки", - отметил представитель монополии.

"Установление такого принципа формирования тарифов тогда логично распространять и на другие естественные (транспортировка электроэнергии, газа и т.п.) монополии, а впоследствии и на весь рынок. Это означает, что если у кого-то рентабельность предприятия больше 7,5%, то цена на продукцию этого предприятия завышена. И кстати следующий шаг в след монополиям - это установление регулируемых цен на топливо с фиксированным порогом инфляции", - отметил Демин.

В "Транснефти" считают, что установление тарифов исходя из уровня рентабельности - это отказ от рыночных принципов экономики и переход на госрегулирование.

Как сообщалось, в мае на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава "Роснефти" Игорь Сечин поставил вопрос о приведении в соответствие тарифов транспортных монополий к текущим ценам на рынке". "Мы не просим каких-то особых льгот, но приведение в соответствие в связи с падением цены было бы для нас, конечно, значительным. В настоящее время 32% составляют расходы на транспорт от стоимости нефти", - уточнил он.

Тарифы "Транснефти" в 2018-2020 годах должны были индексироваться с коэффициентом 0,9-1 к инфляции. "Транснефть" считает, что снижение тарифов приведет к увеличению доходов частных акционеров нефтяных компаний за счет государства.

Путин поручил правительству проработать вопрос целесообразности установления спецтарифов на услуги "Транснефти" и РЖД на время действия соглашения о снижении добычи нефти ОПЕК+.

"Транснефть" направила на дивиденды за 2018 год 77,6 млрд рублей, или 34,6% от чистой прибыли по МСФО (224 млрд рублей), или 51,2% от нормализованного показателя по МСФО, на который ориентируется компания.


Статьи, публикации, интервью...