Биржевые новости

21 июля 2020 г.  14:02

Законопроекты о реформе контрольно-надзорной деятельности приняты во втором чтении

Госдума приняла сегодня во втором чтении приняла два правительственных законопроекта, направленных на реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности и отказ от устаревших и избыточных требований к бизнесу - так называемой "регуляторной гильотины".

Проект об обязательных требованиях определяет принципы введения обязательных требований к бизнесу и оценки их применения. Он оговаривает общие условия для введения обязательных требований в законодательстве с учетом рисков причинения вреда и минимизации негативных последствий. Второй проект - о госконтроле расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий, а также закрепляет приоритет проведения профилактических мероприятий по отношению к надзору, предусматривает применение риск-ориентированного подхода.

В частности, проект о госконтроле допускает возможность освобождения от плановых проверок в случае страхования рисков причинения вреда из-за нарушения обязательных требований. Такая возможность должна быть закреплена в профильном законе о виде контроля, говорится в проекте.

Аналогичным образом документ разрешает надзорным органам "признавать" результаты деятельности саморегулируемой организации (СРО) с добровольным членством по осуществлению контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью ее членов. Это допускается, если предмет контроля СРО "идентичен предмету вида контроля либо охватывает более широкий круг вопросов", а также если между СРО и надзорным органом заключено соглашение о признании результатов деятельности.

Документ предусматривает специальные режимы надзора. Среди них мониторинг, то есть дистанционное получение информации с применением технических средств. Это тоже позволит компании избежать плановых проверок.

Также проект допускает "постоянный государственный контроль (надзор)" при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, федерального пробирного надзора. Такой режим надзора предусматривает возможность постоянного пребывания инспекторов на объектах, которые вправе будут проводить осмотр, опрос, получать письменные объяснения, истребовать документы, отбирать пробы и образцы и т.п.

Если закон вступит в силу, то с 1 января 2023 года бизнес сможет обжаловать решения надзорных органов в рамках обязательных требований только после обязательного досудебного оспаривания. В экспериментальном режиме это правило будет применяться с 1 июля 2021 года, к этому сроку правительство должно определить соответствующие виды контроля. С этой даты должна начать действовать большая часть положений закона.

Законопроект об обязательных требованиях предусматривает, что они должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем по истечении 90 дней после опубликования. Это правило не распространяется на акты, принимаемые в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, в случае угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций. Также исключение сделано и для актов в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ.

Срок действий обязательных требований - шесть лет, по результатам оценки их применения срок их жизни может быть продлен еще на такой же период, говорится в проекте. Это правило не распространяется на нормативные акты, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства.


Статьи, публикации, интервью...