Биржевые новости

3 августа 2020 г.  18:53

ЦБ: информацию о розничных инвестпродуктах следует унифицировать

Банк России предложил профессиональному сообществу, общественным объединениям потребителей и общественным организациям в сфере финансового рынка принять участие в выработке подходов к совершенствованию информирования потребителей на финансовом рынке.

В опубликованном на сайте регулятора консультативном докладе о совершенствовании правил продаж финорганизациями инвестиционных продуктов и инструментов заинтересованным сторонам предложено до конца августа направить предложения и замечания, а также комментарии и ответы на поставленные в нем вопросы.

По мнению Банка России, реализация этой задачи возможна путем унификации порядка представления финансовыми организациями информации о предлагаемых розничному потребителю продуктах.

Как отмечается в докладе, отсутствие единообразия раскрываемой в отношении финансовых продуктов информации, обилие специализированных терминов, а в некоторых случаях - неполнота представляемых сведений в определенной степени являются факторами, сдерживающими развитие здоровой конкуренции на финрынке и могут приводить к тому, что финансовый результат, который получит потребитель, будет значительно отличаться от его ожиданий, сформированных на основе представленной ему информации, и, таким образом, может быть причиной разочарования потребителя в инвестировании.

Потребитель, приобретая финансовый продукт в условиях отсутствия понятной информации о его природе и присущих ему рисках, может в дальнейшем столкнуться как со сложностью реализации своих прав по продукту (например, в случае приобретения иностранного продукта), так и со значительными финансовыми потерями, которые инвестор не мог предвидеть (поскольку не смог понять представленную ему информацию).

Из анализа поступающих в ЦБ обращений граждан также следует, что в большинстве случаев источником проблемы является недостаточная информированность клиента, а в некоторых случаях - осознанное введение клиента в заблуждение относительно природы приобретаемых гражданами финансовых продуктов.

Граждане обращаются в финорганизации с целью сбережения своих средств, однако по итогам общения с их представителями они приобретают продукты, которые не только требуют от граждан определенных знаний в сфере финансового рынка, но и часто подразумевают различного рода условия, удержания и комиссии, которые могут содержаться в обширной договорной документации, включающей сложные для понимания термины и формулы, не понятные потребителю. Информация о таких особенностях может не доводиться до потребителя в простой и понятной форме сотрудниками организации, взаимодействующими с потребителем.

Например, инвестиционная декларация некоторых проанализированных Банком России стратегий доверительного управления предусматривает покупку акций и облигаций не напрямую на бирже, а через паи ОПИФ. В таком случае к комиссиям в рамках доверительного управления добавляется комиссия управляющей компании паевого фонда и специализированного депозитария. В итоге вместо ожидаемых 2-3% потеря доходности от комиссий может достигать 4-5%.

Как считают в ЦБ, учитывая рост количества предлагаемых потребителю финансовых продуктов, а также их усложнение на фоне притока частных инвесторов на финансовый рынок, дальнейшее его развитие невозможно без должного информирования розничного потребителя о существенных характеристиках приобретаемых им финансовых продуктов.

Своевременное представление ключевой информации о финансовом продукте позволит потребителю оценить с точки зрения имеющегося у него уровня знаний, отвечает ли тот или иной финансовый продукт его целям, готов ли он нести присущие такому продукту риски.

Кроме того, имея представление о полной стоимости продукта, включая различного рода комиссии, розничный потребитель будет иметь возможность оценить влияние реализации негативного сценария на свое материальное благосостояние.

Предоставление достоверной информации о финансовом продукте до совершения сделки позволит повысить доверие к финансовым институтам, что в свою очередь будет способствовать повышению спроса на продукты финансового рынка и увеличению клиентской базы финансовых организаций.

Использование стандартизированной формы ключевого информационного документа (КИД), содержащего информацию о финансовом продукте, при их реализации позволит создать условия для роста конкуренции между финансовыми организациями, так как обеспечит возможность сравнивать не только сами организации, но и финансовые продукты и выбирать лучшее предложение.

ЦБ намерен утвердить единую форму КИД. В частности, в состав обязательной для представления информации предлагается включить раздел, содержащий предупреждение потребителя о сложности приобретаемого финансового продукта и возможных финансовых потерях. Предупреждение может быть сформулировано в такой форме: "Вы можете потерять все, что вложили", или "Вы можете потерять больше, чем вложили", либо "Вы можете остаться должны".

В отдельном подразделе должна содержаться информация об основных присущих финансовому продукту рисках.

Поскольку финансовые продукты, в зависимости от своей природы, могут быть подвержены различным рискам, простое перечисление таких рисков может не иметь существенной ценности для потребителя в случае отсутствия у него соответствующего уровня знаний и опыта оценки таких рисков. Поэтому в докладе для обсуждения предлагается вопрос о возможности дополнительного отражения присущих финансовому продукту рисков в виде единой цифровой или цветовой шкалы.

Поскольку представление информации о рисках в виде шкалы является наглядным для потребителя и соответствует международной практике, предлагается проработать вопрос формирования шкалы рисков на уровне саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков с привлечением профессионального и научного сообщества для формирования предложений по соответствующей методологии.

В отдельном подразделе предлагается размещать информацию об обязательных расходах, которые понесет потребитель при покупке и хранении финансового продукта.

Условия "выхода" из продукта должны содержать информацию об ограничениях и рисках, связанных с выходом из продукта (включая отчуждение прав по продукту, расторжение договора), и издержках, которые понесет потребитель. В частности, по мнению Банка России, необходимо обращать внимание на случаи, когда договор заключается дистанционно, а его расторжение возможно только путем личного обращения потребителя в финансовую организацию.

В случае предложения финансового продукта, регулируемого иностранным законодательством, обязательно заполнение подраздела "Применимое право". Здесь будет информация о законодательстве, в соответствии с которым регулируются права и обязанности по финансовому продукту, правоотношения, связанные с покупкой, хранением или продажей финансового продукта, а также сведения о регулирующем и судебном органах, включая возможность разрешения спора путем обращения к финансовому уполномоченному в соответствии с законодательством РФ.

Если в отношении приобретаемого продукта обязателен внесудебный порядок разрешения споров, то заполняется соответствующий подраздел "Порядок разрешения споров", содержащий информацию о порядке предъявления потребителем претензий лицу, обязанному по финансовому продукту, а также сведения о регулирующем органе.

Подраздел "Целевая аудитория" в случае заполнения должен содержать сведения о знаниях и опыте, которые, по мнению финансовой организации, необходимы (желательны) потребителю для понимания природы финансового продукта и связанных с ним рисков, возможных доходов и иных характеристик финансового продукта.

КИД должен представлять собой стандартизированный документ, содержащий в доступной форме существенную информацию об инвестиционном продукте, объемом не более трех страниц формата А4. Текст КИД должен легко читаться, то есть шрифты, дизайнерское оформление и корпоративный брендинг не должны отвлекать внимание потребителя от изложенной в нем информации. Информация в нем должна излагаться с использованием общедоступной лексики.

ЦБ считает целесообразным установить перечень финансовых продуктов, представление информации в форме КИД по которым является обязательным. Включение тех или иных продуктов в перечень должно основываться как на сложности их структуры и возможности защиты розничного потребителя в рамках российской правовой системы, так и на степени привычности финансового продукта для рядового потребителя (неквалифицированного инвестора).

По мнению Банка России, в перечень финансовых продуктов и инструментов, по которым представление КИД является обязательным (так называемая "красная группа"), должны быть включены производные финансовые инструменты, структурные финансовые продукты и иностранные финансовые продукты (за исключением валют).

При этом Банк России считает необходимым выделить группу продуктов ("желтая группа"), представление КИД по которым рекомендуется для снижения рисков неправильного понимания клиентом сути продукта с учетом лучшей международной практики. Включение продуктов в эту группу будет осуществляться на основании соответствующих предложений Банка России или саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в том числе в случае выявления такой потребности исходя из анализа жалоб клиентов.

Не предполагается обязательным представление КИД по продуктам "зеленой группы" - вкладам с постоянной процентной ставкой (за исключением вкладов в драгоценных металлах), сберегательным сертификатам с постоянной процентной ставкой, акциям российских ПАО (обыкновенные и неконвертируемые привилегированные, за исключением привилегированных с преимуществом в очередности получения дивидендов).

В эту группу предлагается включить "простые" облигации российских эмитентов (включая облигации с плавающим купоном, привязанным к одному (не к комбинации) из статистических (например, ключевая ставка, инфляция, ВВП) и финансовых индикаторов, качество функционирования которых признано Банком России удовлетворительным (например, MosPrime, RUONIA) и формирование которых не зависит от воли эмитента, а также сделки купли-продажи (спот) свободно конвертируемых валют без кредитного плеча, договоры передачи личных сбережений физлица (члена КПК) кредитному потребительскому кооперативу, договоры займа между физлицом (членом и ассоциированным членом СКПК) и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом и договоры займа между физлицом и МФО с постоянной процентной ставкой, когда физлицо выступает в качестве займодавца.

По мнению Банка России, порядок представления КИД может зависеть от сектора финансового рынка, в связи с чем финансовым организациям предлагается представить свою позицию по вопросу реализации форм представления КИД до совершения сделки.


Статьи, публикации, интервью...