С продавцами-мошенниками в интернете сталкивались 11% россиян
Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга , скама и других приемов социальной инженерии. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы. Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете, говорят результаты исследования аналитического центра НАФИ.
По данным исследования, за последний год:
- - десятый россиянин - 11% - сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок,
- - 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников,
- - 4% смогли вернуть свои деньги.
Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже.
Как отмечается в сообщении НАФИ, с каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы.
- Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин).
- По мнению большинства россиян (61%), бороться с недобросовестными интернет-продавцами должны правоохранительные органы. Люди старшего возраста придерживались такого мнения чаще других.
- Возлагают ответственность на торговые площадки и интернет-провайдеры намного реже: 13% и 12% опрошенных соответственно считают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше.
И.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Лейсан Баймуратова.
"Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность. Важно повышать уровень цифровой грамотности людей - в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников".