Биржевые новости

13 апреля 2021 г.  18:34

К концу года в ликвидной части ФНБ может накопиться сумма, превышающая лимит в 7% ВВП более чем на 1 трлн руб.

Текущие цены на нефть и политика ОПЕК+, предусматривающая постепенное восстановление добычи, позволяют рассчитывать, что к концу года в ликвидной части Фонда национального благосостояния накопится сумма, превышающая лимит в 7% ВВП более чем на 1 трлн рублей, полагает Минфин. Именно такой объем средств министерство предлагает зафиксировать как план по инвестициям из ФНБ в проекты на трехлетку.

"В этом году средняя уже фактически сложившаяся цена на нефть - около $60 и с учетом того, что динамика восстановления мировой экономики быстрее, спрос на нефть восстановился быстрее, чем базовые ожидания, а с другой стороны, динамика добычи в рамках соглашения ОПЕК+ была скорректирована в такую более медленную траекторию восстановления, и мы понимаем, что в этом году цена сохранится, скорее всего, на повышенном уровне. По крайней мере, по отношению к нашим прогнозам. И это с высокой долей вероятности позволит к концу года накопить превышение (ликвидной части ФНБ) свыше 1 трлн рублей (над лимитом в 7% ВВП)", - сказал журналистам во вторник замминистра финансов Владимир Колычев.

Поэтому, по его словам, объем инвестиций в 1 трлн рублей на трехлетний период "кажется безопасным: это превышение с высокой вероятностью реализуется в этом году".

Как отметил Колычев, для Минфина принципиальной в вопросе инвестирования средств ФНБ является незыблемость действующей макроэкономической конструкции.

"У Минфина позиция не поменялась, мы ее обсуждали с Банком России, Банк России эту позицию поддерживает. Главные принципы этой позиции довольно просты - не навредить с точки зрения эффективности и действенности бюджетного правила. Это означает, что объем таких внутренних инвестиций не должен зависеть от цены на нефть. Иначе у нас есть риск возвращения зависимости курса и производных от него - процентных ставок, инфляции и т.д. - от цен на нефть", - пояснил замминистра.

"Поэтому мы предлагали всегда определить фиксированный объем на определенный срок в размере 1 трлн рублей, так как по консультациям с Банком России такой объем не приведет к существенному изменению денежно-кредитных условий и не потребует какой-то значимой ответной реакции со стороны Центрального банка. Потому что мы, конечно, не хотели бы допустить ситуацию, в которой инвестиции из ФНБ приведут к тому, что ЦБ придется ужесточать денежно-кредитные условия для компенсации их влияния на инфляционные процессы. То есть не хотелось бы прийти к ситуации, в которой ставки для всех в экономике вырастут из-за того, что ФНБ был проинвестирован в каком-то слишком масштабном объеме", - сказал Колычев.

Какие именно механизмы использовать для инвестиций ФНБ - это, по словам замглавы Минфина, "больше вопрос Минэкономразвития". "Для нас важны две вещи. Вместе в координации с ЦБ не допустить негативных последствий из-за инвестирования ФНБ. С другой стороны - максимизировать мультипликатор привлечения частных инвестиций. Для этого вводится критерий по максимальной доле инвестиций ФНБ в каждом конкретном проекте, 25%. Это два ключевых момента, а конкретные проекты зависят от приоритета по экономическому развитию в разных отраслях, это больше компетенция Минэкономразвития", - заключил он.

Вне зависимости от формы предоставления долговых ресурсов, процентная ставка для заемщика должна быть "минимальной из возможных", отметил Колычев. И если участие в схеме банков подразумевает, что ставка для конечного заемщика из-за этого вырастет, "то такая форма явно менее предпочтительна, чем формы, в которых посредники не снимают свою маржу от рециркуляции денег ФНБ", сказал он.

Как сообщалось, президент Владимир Путин поручил правительству представить перечень инфраструктурных проектов, финансирование которых будет осуществляться с привлечением средств Фонда национального благосостояния, до 1 мая.

Глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что правительство должно убедиться, что на трехлетнем горизонте ликвидные активы ФНБ будут стабильно превышать 7% ВВП, для чего ожидает обновленный прогноз Минэкономразвития, и после будут законодательные основания для принятия решения о вложении средств ФНБ. Помимо уточнения макропрогноза, должен быть уточнен перечень инвестпроектов, после чего уже будет приниматься решение о вложениях. Среди потенциальных проектов Силуанов называл ВСМ Москва - Санкт-Петербург.


Статьи, публикации, интервью...