Менее 1% субъектов МСП получили поддержку в рамках национальной гарантийной системы - Счетная палата
Счетная палата провела масштабную проверку деятельности АО "Корпорация МСП" как института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Полученные результаты позволили Счетной палате сделать вывод о незначительном влиянии Корпорации на развитие малого и среднего бизнеса в России.
Всего за период с 2015 по 2020 год (по состоянию на 1 июля
Не удалось Корпорации существенно повлиять и на выполнение одного из основных показателей Стратегии развития МСП до 2030 года - "доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Как показал проведенный анализ, его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд формирует риски, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты.
По мнению Счетной палаты, недостаточная заинтересованность Корпорации в достижении стратегических целей и задач государства в сфере МСП связана с отсутствием утвержденных внутренних документов долгосрочного планирования, включая стратегию развития Корпорации.
Как отмечает Счетная палата, вызывает вопросы зарплатная политика в Корпорации. Так, средняя месячная заработная плата работников (без учета членов правления) составила около 380 тыс. рублей. Это в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности по Москве. При этом среднемесячная зарплата членов правления Корпорации составила в проверяемом периоде около 3,3 млн рублей.
Из позитивных изменений в деятельности Корпорации Счетная палата отметила рост отношения портфеля гарантий и поручительств к гарантийному капиталу Корпорации (с 2016 года более чем в полтора раза) и увеличение доли гарантий в структуре ее портфеля (с 27 % в 2018 году до 61 % по итогам трех кварталов 2020 года).
Счетная палата предлагает:
- - провести оценку эффективности предоставляемых Корпорацией мер поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в виде отложенного эффекта, на основе независимого публичного мониторинга параметров деятельности субъектов МСП, получивших поддержку;
- - включить в "дорожную карту" реализации Стратегии развития МСП мероприятия, предусматривающие проведение на системной основе анализа функций институтов развития в сфере МСП и их оптимизации;
- - пересмотреть значения целевого индикатора Стратегии развития МСП "доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", установленные на 2025 и 2030 годы;
- - утвердить долгосрочную программу деятельности Корпорации;
- - установить ключевые показатели эффективности Корпорации в целях определения размера вознаграждения ее руководящего состава с учетом специфики деятельности Корпорации, в том числе неприменения показателя дивидендной доходности при планировании отрицательного финансового результата.