Биржевые новости

4 июня 2021 г.  14:45

Нефтегазовые компании РФ могут занять большую долю рынка голубого водорода

Российские нефтегазовые компании имеют компетенции производства голубого водорода и могут занять существенную долю этого рынка. Такое мнение высказал глава "Газпром нефти" Александр Дюков, выступая в рамках ПМЭФ на сессии по декарбонизации. Он отметил, что "Газпром нефть", в частности, ставит перед собой цель по снижению углеродной интенсивности: "Мы ставим перед собой задачу к 2030 году снизить углеродную интенсивность нашей деятельность на треть. Эта цель, которую мы готовы поставить перед собой в этом году. В следующем году, когда мы здесь соберемся, с учетом технологического развития и, возможно, новых задач, которые поставит перед нами регулятор, мы сможем замахнуться и на большее сокращение. Каким образом мы собираемся достичь этой цели? Мы достаточно много сделали для повышения нашей энергоэффективности, эта работа будет продолжена. Очень много сделали по направлению утилизации попутного нефтяного газа и выбросов метана, но все равно есть определенные резервы, и эту работу мы продолжим", - сказал он.

"Также тренд для нас - мы каждый год наращиваем долю запасов газа относительно нефти в нашем портфеле активов, в нашем портфеле запасов и в нашей добыче. И эта тенденция сохранится, к 2030 году мы будем добывать в процентном отношении больше газа, чем мы добываем сейчас", - добавил Дюков. "Также мы определили для себя, для нашего развития новые направления, новые бизнесы. И, безусловно, таким новым бизнесом является водород. И производство водорода идет рядом с такой важной технологией, как улавливание, хранение и использование углерода", - отметил топ-менеджер.

"Водород, как уже было сказано, очень перспективный рынок, который привлекает всеобщее внимание. И, безусловно, Россия, российские нефтегазовые компании имеют очень хорошие шансы занять большую долю на этом рынке. У нас отличный потенциал, поскольку мы уже производим водород. В частности, наша компания имеет группу нефтеперерабатывающих заводов, производит 100 тыс. тонн водорода в год. Этот водород используется при процессах облагораживания топлива, удаления серы из дизтоплива, бензина. Объем производства мы можем легко увеличить, это понятная технология, паровой реформинг. И что важно, у нас, конечно, есть сырье для производства водорода по этой технологии", - добавил Дюков.

"Как я сказал, мы увеличиваем запасы газа. И, конечно, производство водорода это такая очень хорошая возможность для монетизации газа, который мы добываем прежде всего на севере Российской Федерации, в Ямало-Ненецком АО. Безусловно есть и определенные вызовы. С точки зрения технологии производства, таких вызовов по большому счету нет, вызовы - это рынок, который только формируется. И для того чтобы рынок сформировался, нужна в том числе и инфраструктура, которая будет создаваться, но, к сожалению, наверно, не так быстро, как хотелось бы", - отметил он.

Важная проблема - это транспорт водорода, данная задача является ключевым технологическим вызовом для отечественной промышленности, отметил Дюков. "И, безусловно, одна из серьезных проблем - это регулирование, от которого будет зависеть очень многое. Например, отношение к голубому водороду со стороны Евросоюза. Пока что голубой водород воспринимается достаточно негативно, и мы считаем, что в этом есть определенная технологическая дискриминация. Мы, в принципе, выступаем за принципы технологической нейтральности. Если есть технология, неправильно сразу, в самом начале определять каких-то любимчиков и фаворитов. Если есть технология, которая позволяет достигать тех целей, которые мы ставим перед собой, а именно снижение карбонового принта, как углеродного следа, и если технология позволяет производить энергоноситель, который является дешевым для потребителя, то почему бы и нет", - рассуждает он.

"Почему мы верим в голубой водород и его перспективы? Мы считаем, это будет водород без какого-либо серьезного углеродного следа, поскольку для нас технология по производству будет идти рядом с технологией по улавливанию и хранению углерода и СО2. В этом направлении мы начали серьезную работу. Я считаю, что как у нефтяной компании у нас отличные экспертизы и компетенции, поскольку в своей добыче мы используем технологии закачивания различных средств в пласты, чтобы повышать нефтеотдачу. Мы можем находить подземные резервуары, закачивать туда углекислый газ и делать это безопасно и надежно", - сказал Дюков.


Статьи, публикации, интервью...