Биржевые новости

5 февраля 2016 г.  09:08

Нефтяники блокируют введение штрафов за некачественное топливо

Крупные нефтяные компании пытаются остановить введение оборотных штрафов за продажу некачественного топлива. Подготовленный Росстандартом законопроект уже был одобрен госкомиссией в минувшем декабре, но теперь РСПП просит Минпромторг и Минэнерго о дополнительных обсуждениях. Фактически законопроект уже заблокирован, так как Минэкономики направило на документ отрицательное заключение, пишет "Коммерсантъ". В Минпромторге газете заявили, что готовы к диалогу.

Как полагают в РСПП, от штрафов могут пострадать в первую очередь АЗС крупных нефтяных компаний, хотя на них приходится небольшое количество нарушений. Президента союза Александр Шохин ссылается на результаты проверок Генпрокуратуры в 2015 году, согласно которым основной оборот контрафактного топлива — 6-10 млн тонн в год — происходит на независимых нефтебазах, АЗС и мини-НПЗ, не принадлежащих вертикально интегрированным компаниям. В РСПП считают штрафы в размере 10-15% от совокупной годовой выручки, а при повторном нарушении — остановку НПЗ или АЗС на 90 дней слишком жесткой мерой.

Вместо штрафов РСПП предлагает поменять техрегламент Таможенного союза (ТС), чтобы на АЗС можно было продавать "закрытый перечень нефтепродуктов" — фактически речь идет о запрете розничной продажи дешевых аналогов дизельного топлива (судовое, печное топливо и т. д.). Также РСПП предлагает "ужесточить санкции за эксплуатацию устаревших транспортных средств", которые используют низкокачественное топливо.

В Минпромторге заявляют, что правка техрегламента ТС потребует длительного согласования со странами союза. В Росстандарте "Ъ" сказали, что такие изменения не помогут, "поскольку продажа некачественных аналогов дизельного топлива — лишь малая часть проблемы". Гораздо чаще продается топливо, "не соответствующее заявленным требованиям" — например, вместо бензина АИ-95 продается АИ-92 и так далее. При этом в Минпромторге добавили, что получили письмо РСПП и "поддерживают проведение широкого обсуждения с привлечением всех заинтересованных лиц". В Минэнерго не дали комментариев.

Сейчас законопроект об оборотных штрафах размещен в интернете для обсуждения и, согласно процедуре, должен пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ). По данным "Ъ", Минэкономики уже направило в Минпромторг свой отрицательный отзыв на законопроект. Таким образом, ОРВ также будет отрицательной, и документ, скорее всего, будет возвращен обратно в Минпромторг. Увеличение штрафов не решит проблему с контрафактом, считает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". По его мнению, пока контролирующие органы не смогут обеспечить должного контроля за товаром по всей цепочке от НПЗ до АЗС, подобного рода меры не избавят топливный рынок от контрафакта, но нанесут реальный ущерб и нефтяным компаниям, и независимым сетям АЗС.


Статьи, публикации, интервью...