Биржевые новости

12 февраля 2016 г.  18:09

Потребительские ожидания россиян в 4-м квартале ухудшились - ВШЭ

Индекс потребительской уверенности, рассчитанный на базе ежеквартальных опросов Росстата, снизился в 4-м квартале 2015 года относительно предыдущего квартала на 2 процентных пункта п.п.). Сложившееся значение индикатора в минус 26% является одним из самых низких за шесть последних лет (локальный минимум этого периода минус 32% пришелся на 1-й квартал 2015 года), говорится в информационно-аналитическом материале, подготовленном Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Вместе с тем настроения потребителей были не столь пессимистичны, как в эпицентрах предыдущих кризисов. Так, в 1-м квартале 2009 г. значение индикатора опускалось до минус 35%, а в 4-м квартале 1998 г. достигало наихудшего значения за весь период наблюдений минус 58%.

Доля негативных ответов респондентов превышала долю позитивных по всем вопросам анкеты, в результате ухудшились все пять компонентов индикатора. При этом наиболее резкое снижение в 4-м квартале прошлого года показали частные индексы, отражающие мнения респондентов относительно произошедших изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок.

Ретроспективный анализ значений индекса потребительской уверенности по различным возрастным группам позволяет сделать вывод, что самой оптимистичной частью населения всегда является молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. Участники опроса в возрасте от 30 до 49 лет, как правило, более сдержанно оценивают ситуацию, а население старшего возраста (более 50 лет) проявляет наибольший пессимизм. Вместе с тем, отмечают эксперты Центра, вызывает настороженность резкое снижение уверенности в самой экономически активной группе (30–49 лет): индекс по этой группе населения упал на 4 п. п. до минус 27% и почти сравнялся с соответствующим индикатором по старшей группе респондентов - минус 28%.

Среди европейских стран, проводящих потребительские опросы по сопоставимой с Росстатом методологии, Россия по величине ИПУ традиционно занимает третье место от конца рейтинга, опережая Грецию и Болгарию. Фаворитами практически постоянно являются преимущественно северные страны: Ирландия, Дания, Нидерланды, Финляндия и Швеция.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.


Статьи, публикации, интервью...