Биржевые новости

18 апреля 2016 г.  09:32

Минфин предлагает в бюджетном правиле зафиксировать цену отсечения нефти неизменной на период 10-15 лет

Минфин РФ предлагает зафиксировать в бюджетном правиле неизменную в долгосрочном периоде цену на нефть, сверх которой нефтегазовые доходы зачисляются в Резервный фонд.

"Мы считаем, правильно взять цену на нефть на фиксированном уровне в реальном выражении. Это цена примерно соответствует долгосрочным средним ценам и на периоде 10-15 лет не должна меняться, она вообще в принципе не должна меняться", - сообщил журналистам замминистра финансов РФ Максим Орешкин.

По его словам, при формулировании нового правила Минфин будет предлагать использовать в расчетах определенный уровень цен на нефть - предположительно это будет цена в диапазоне между $40 и $50, ее уровень окончательно планируется определить осенью - и соответствующий курс, оцененный при такой цене на нефть и структурном уровне оттока капитала.

"Там (в разработке нового бюджетного правила) много детальных вопросов, связанных с тем, учитывать или не учитывать экономический цикл, какие обменные курсы учитывать в расчете. Если посмотреть старое бюджетное правило, то там всегда в расчет брался курс прогнозный, а цена бралась историческая, и на самом деле два эти показателя не соответствовали друг другу", - сказал он.

"Вопрос - $40 или $50 за баррель брать - это вопрос нашего понимания структурного уровня цен на нефть. Можно поставить и $100, но для этого нефть должна вокруг этого уровня колебаться. Уровень $40-50 - это уровни, о которых мы сейчас размышляем как о неких структурных уровнях на долгосрочную перспективу. Понятно, что чем дальше мы будем проживать в этом году, тем больше у нас будет понимания и информации, как развивается ситуация на нефтяном рынке. Там очень серьезные структурные сдвиги происходят, поэтому сейчас заранее сказать, что это будет именно $40 или $50, невозможно", - пояснил М.Орешкин. Говоря об уровне курса рубля, закладываемом в правило, и будет ли он учитываться на текущих уровнях, замминистра заметил, что текущий курс соответствует текущей цене на нефть, которая составляет $38-39 за баррель.

"Принцип, по которому будет рассчитан курс рубля для бюджетного правила, должен использовать структурную цену на нефть и структурный уровень движения капитала, который не вызван краткосрочными колебаниями, а вызван неким долгосрочным равновесием", - отметил он. "Например, у нас был очень большой отток капитала в 2014 году. Он явно не носил структурного характера, а носил разовый характер: это и большие платежи по внешнему долгу, и поведение населения и компаний, которые в целях предосторожности аккумулировали иностранные активы", - сказал замминистра.

Замминистра также пояснил, что в законопроекте о новом бюджетном правиле будут описаны принципы действия правила, а на уровне постановления правительства будет прописан порядок определения отдельных показателей, в том числе, цены на нефть и курса рубля.

По словам М.Орешкина, главная идея бюджетного правила - сохранение не только бюджетного баланса и бюджетной стабильности, а макроэкономической стабильности в целом. "Это вопрос общего макроэкономического равновесия, потому что задача - снизить долгосрочную волатильность реального курса рубля", - сказал он.

Бюджетное правило, по мнению Минфина, должно страховать российскую экономику от колебаний цен на нефть. "Последние 15 лет что происходило: 1998-1999 годы цены на нефть ушли в минимум, потом они выросли, потом они упали. В итоге у нас реальный валютный курс пошел резко наверх, сейчас спустился вниз к уровню 2003-2004 годов. Вот эта долгосрочная волатильность курса (сквозь цикл волатильность) она вредна, потому что она приводит к очень большим проблемам в экономике", - пояснил замминистра.

"Предыдущее правило было больше ориентировано на бюджетную стабильность. Оно не предполагало механизм покупки валюты на открытом рынке в соответствующем объеме накоплений и продажи в случае использования. (...) Это то, что мы начинали делать в начале 2014 года, пытались это потихоньку вводить, но, соответственно, что-то пошло не так", - сказал он.

Отвечая на вопрос, будет ли прописан механизм покупки и продажи валюты в бюджетном правиле, замминистра отметил: "Конечно. Валюта должна изыматься с рынка. Избыточные нефтегазовые доходы не должны в валютной форме поступать на внутренний рынок. (...) Это как раз задача. Иначе весь смысл теряется".

Говоря о сроках начала применения правила, М.Орешкин отметил: "Бюджетное правило - это будет наш долгосрочный якорь для бюджетной политики, это не 2017 год, не 2018 год, это более отдаленная перспектива. У нас сейчас, по сути, в рамках бюджетной конструкции предполагается наличие двух якорей бюджетной политики: долгосрочный - это бюджетное правило, соответственно, там есть детали, которые не так важны в этот конкретный момент, все еще будет обсуждаться, и среднесрочный якорь, который предполагает плавное ужесточение бюджетной политики, плавное сокращение дефицита. Два таких базовых ориентира".

"Главный вопрос - это изолирование экономики от дополнительных нефтегазовых доходов, которые экономика получила. Что происходит - цена на нефть вырастает, сразу приходит больше поток валюты. Если эта валюта не аккумулируется через бюджетные профицит и изъятие этой валюты обратно, то происходит изменение структуры цен, начинает активно расти зарплата и цены на неторгуемые товары и услуги, начинается так называемая голландская болезнь. Когда нефть падает, это структурное изменение должно происходить в обратную сторону. То, с чем мы столкнулись. И проблема спада 2015 года - это проблема, что довольно серьезные структурные изменения в экономике происходят, а рынок труда не идеально гибкий, локация капитала быстро не меняется, поэтому в этот период происходит структурная потеря выпуска в экономике, потому что экономике нужно время, чтобы поменять структуру и приспособиться", - пояснил также замминистра.


Статьи, публикации, интервью...