Биржевые новости

1 июля 2016 г.  13:07

Население сократило спрос на ломбарды, начало тратить деньги на летний отдых и оздоровление - ВШЭ

Недостаток спроса остается главным препятствием для развития российского сервиса. Во 2-м квартале о снижении спроса сообщили 29% предпринимателей (в 1-м квартале — 32%), пишут в мониторинге делового климата в сфере услуг экономисты Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Анализ основан на результатах ежеквартальных опросов Росстатом руководителей более 5,5 тысяч сервисных организаций.

Согласно приведенным оценкам, пострадали в первую очередь рекламные, риэлторские, авторемонтные услуги. Заметно уменьшилась востребованность ломбардов. "Население, вероятно, смогло приспособиться к более низкому уровню потребления, научилось соотносить доходы с расходами и обходиться без ломбардных кредитов", - предположили авторы мониторинга.

Сервисные организации продолжили терять прибыль. Чаще всего во 2-м квартале об этом заявляли руководители туристических фирм и предприятий техобслуживания автотранспорта. При этом, по оценкам предпринимателей, в туристическом и санаторно-курортном бизнесе существенно увеличились цены, а в ломбардном и рекламном, наоборот, снизились.

Деловой климат в сфере сервиса по-прежнему неблагоприятный. Основной показатель — общеотраслевой индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) не вышел из минусовой зоны. Вместе с тем впервые подрос, прибавив 3 п.п. после рекордно низких (–9%) в двух прошлых кварталах.

Отрицательные значения индекса во 2-м квартале сложились в 12 из 14 наблюдаемых видах деятельности.

Основными факторами, суммарно обеспечившими небольшую, но положительную динамику всего рынка услуг, в ЦКИ назвали:

  • сезонность (россияне начали тратить деньги на летний отдых и оздоровление);
  • стабилизацию/рост мировых цен на нефть — улучшение макроэкономических показателей — стабилизацию курса рубля;
  • замедление темпов сокращения реальной начисленной заработной платы;
  • постепенное привыкание бизнеса и населения к новой экономической реальности;
  • предприниматели подстроились под новую модель поведения потребителей.

Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович

"Анализируя результаты данного обследования, можно констатировать, что сфера услуг впервые за два последних года подала робкие признаки жизни. Оценки основных показателей деятельности организаций и рассчитанный на их основе индекс предпринимательской уверенности наконец-то превзошли минимальные значения двух предыдущих кварталов.

Свидетельствует ли это о зарождении позитивного тренда или является лишь временным эффектом, пока сказать трудно. Можно предположить, что предприниматели уже приспособились к новой реальности и научились выживать в создавшихся условиях. В любом случае для дальнейших выводов надо подождать результатов следующего раунда обследований. Однако можно предположить, что больших сюрпризов они не преподнесут, и сфера услуг, при отсутствии новых шоков, продолжит дрейф в зоне неблагоприятного делового климата без резких взлетов или падений. Каких-либо причин для кардинального оздоровления этого сектора экономики, полностью зависимого от состояния потребительского спроса, пока не видно .


Статьи, публикации, интервью...