Биржевые новости

14 июля 2016 г.  15:11

Во 2-м квартале потребительская уверенность россиян продемонстрировала рост - Sberbank CIB

Аналитики Sberbank CIB констатируют рост потребительской уверенности россиян во втором квартале на фоне ослабления инфляционных ожиданий и улучшения ситуации на рынке труда.

Согласно обзору "Потребительский индекс Иванова" (условным Ивановым аналитики называют типичного представителя российского среднего класса), индекс потребительской уверенности вырос до минус 17% во втором квартале 2016 года с минус 22% в первом квартале 2016 года. "Это обусловлено ослаблением инфляционных ожиданий и опасений, связанных с курсом рубля, а также улучшением ситуации на рынке труда и ослаблением опасений потерять работу", - поясняется в документе.

Аналитики отмечают положительную поквартальную динамику всех компонентов индекса.

Индекс национального благосостояния вырос с минус 40% в первом квартале 2016 года до минус 30%. "Вероятно, это обусловлено продолжающимся замедлением инфляции, ослаблением опасений, связанных с курсом рубля, и улучшением ситуации с занятостью, - говорится в документе. - Доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, также сократилась - до 83% против 86% в первом квартале 2016 года. Это показывает, что население стало чуть более уверенно оценивать экономические перспективы".

Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, стабильно растет, пройдя минимум в четвертом квартале 2015 года - минус 34%. Его значение во втором квартале 2016 года составило минус 26% против минус 31% кварталом ранее. Это вполне совпадает с более оптимистичным прогнозом Ивановых на ближайшие 12 месяцев в части расходов на товары и услуги, которые не относятся к категории первой необходимости, поясняется в обзоре.

Отметив, что уровень безработицы среди респондентов снизился до 11,3% с 12,1% в первом квартале 2016 года, аналитики отмечают, что индекс чистого найма вырос до минус 43%, тогда как в предыдущем квартале его значение составило минус 45%. Доля респондентов, опасающихся увольнения, уменьшилась с 44% в первом квартале 2016 года до 39% во втором квартале 2016 года. "Все это ослабило опасения опрошенных относительно безработицы: ее считают главным источником беспокойства 54% респондентов, в предыдущем опросе - 60%", - говорится в обзоре.

Согласно документу, с начала года у 25% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,4%. В среднем по выборке повышение составляет 1,6%. При увеличении заработной платы на 1 тыс. рублей в месяц Ивановы предполагают тратить 29% прибавки на продукты питания (сейчас на это тратится 38% дохода), 14% - на одежду и товары для дома (против текущих 15%), 17% - откладывать (в настоящее время доля сбережений составляет лишь 7%).

В то же время доля Ивановых, не имеющих сбережений, выросла до 43% во втором квартале 2016 года по сравнению с 41% в первом квартале, доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, снизилась с 7% до 6,7% во втором квартале 2016 года. "По-видимому, слабая динамика заработной платы и доходов населения негативно сказывается на уровне сбережений", - предполагают эксперты.

Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, достигла нового исторического максимума - 77% против 76% в первом квартале 2016 года и 75% в четвертом квартале 2015 года. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, немного снизилась - до 69% против 70% в предыдущие два квартала.

"Охота за ценами" продолжается: доля потребителей, стремящихся сэкономить, приобретая продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, снизилась относительно предыдущего квартала, но осталась на уровне 57%, что намного выше, чем в прошлом году - 50%, - говорится в обзоре. - Более того, 23% покупателей приобретают большинство продуктов питания в одном магазине, но при этом также посещают другие сети только ради промоакций".

Доля респондентов, которые ходят в некоторые магазины лишь для покупки товаров со скидками, во втором квартале 2016 года достигла рекордного уровня - 47% против 43% в первом квартале 2016 года.


Статьи, публикации, интервью...