Биржевые новости

28 июля 2016 г.  16:49

Быть или не быть Великобритании в таможенном союзе ЕС

Пока британцы, европейцы и другие заинтересованные лица обсуждают вопрос доступа Великобритании к единому европейскому рынку после Brexit, правительству страны предстоит сделать крайне важный выбор: покидать таможенный союз ЕС или нет, пишет Financial Times.

Одним из основных сторонников такого шага выступает новый глава министерства международной торговли Лиам Фокс, и он пытается доказать скептикам в правительстве, что выгоды от выхода из ТС, заключающиеся в возможности заключать собственные соглашения о свободной торговле, перевесят потенциальные минусы.

По его словам, министерство в настоящее время рассматривает около десятка проектов соглашений о свободной торговле, в том числе с такими странами, как Австралия и Канада. Торговое представительство США также отмечает, что "готово вступить в диалог с Великобританией относительно оптимального развития торговых и инвестиционных отношений в подходящее время".

"Подходящее время", очевидно, является отсылкой к тому факту, что пока Великобритания остается членом ЕС, она не имеет права на заключение самостоятельных внешнеторговых соглашений. По оценке Л.Фокса, выход страны из ЕС будет официально оформлен к началу 2019 года.

Между тем выход из таможенного союза ЕС, главного внешнеторгового партнера Великобритании, может обернуться для страны существенными дополнительными затратами. Как показывают результаты исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на таможенные процедуры могут составлять до 24% от стоимости товаров.

И даже если Великобритании удастся договориться о беспошлинном доступе на единый рынок ЕС (что само по себе станет выдающимся дипломатическим успехом), формальности на таможне неизбежно отразятся на скоропортящихся товарах (главным образом, на продуктах питания) и технически сложной продукции (такой, как автомобили и оборудование для аэрокосмической отрасли).

На данный момент в Европе есть страны, использующие различные модели внешнеторговых отношений с ЕС. Например, Норвегия является частью Европейского экономического пространства, но не входит в ЕС и ТС. Монако и Сан-Марино, также не являющиеся членами ЕС, входят в ТС, как и Турция, но в ее случае действуют определенные исключения.

Тем временем британцев не устраивают примеры этих стран. Так, норвежским экспортерам приходится нести административные расходы в связи с таможенным контролем продукции и сопутствующим документооборотом. Турция же не имеет никакого влияния на внешнеторговую политику ЕС, при этом ей приходится подчиняться условиям торговых соглашений, которые ЕС заключает с другими государствами, хотя льготные условия доступа на рынки этих стран на нее не распространяются.

Сторонники Brexit утверждали, что Великобритания не станет копировать модель Норвегии, Турции или другой страны, а заключит сделку с ЕС на своих условиях. И теперь министерство финансов во главе с новым министром Филипом Хэммондом ждет от Л.Фокса убедительных доказательств того, что альтернативные варианты действительно будут выгоднее для британцев, пишет FT.


Статьи, публикации, интервью...