Биржевые новости

9 августа 2016 г.  12:58

Рейтинги российских портов могут быть ухудшены в случае регулирования тарифов - S&P

Аналитики международного рейтингового агентства S&P Global Ratings считают, что введение тарифного регулирования и переход на рублевые тарифы могут повлечь риски для кредитоспособности российских портов и обусловить неопределенность в отношении финансовых результатов этих компаний.

В связи с этим рейтинги портов могут быть ухудшены, однако подобное решение будет принимать рейтинговый комитет S&P, когда ситуация прояснится, отмечается в обзоре.

Масштаб и сроки введения регулятивных изменений, а также их влияние на деятельность компаний по-прежнему неясны, и S&P будет тщательно следить за изменениями в этой области в ближайшие месяцы.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ рассматривает возможность возврата к регулированию или иной форме контроля тарифов на перевалку грузов в российских портах уже в 2017 году. По мнению властей, тарифы на услуги в российских портах могут быть завышены, а механизмы рыночного регулирования тарифов недостаточно эффективны.

Предлагаемые в настоящее время ФАС России варианты включают отказ от действующей модели тарифов, номинированных преимущественно в долларах США, и переход на тарифы в рублях, а также тарифообразование на основе покрытия затрат и установленного уровня рентабельности.

В случае введения предлагаемого режима регулирования тарифы могут снизиться, что может ослабить конкурентную позицию некоторых операторов российских портов и ухудшить их показатели рентабельности, считают в S&P.

Для некоторых компаний переход на рублевые тарифы создаст ситуацию, когда выручка в рублях не соответствует долговым обязательствам в иностранной валюте. Для операторов контейнерных терминалов переход на рублевые тарифы может прекратить действие механизма естественного хеджирования рисков, связанных с волатильностью объемов обрабатываемых грузов, что может обусловить неустойчивость показателей компаний.

В 2013-2014 годах российские власти постепенно отменили регулирование услуг по перевалке грузов в портах после проведения эксперимента, который начался в 2010 году в Санкт-Петербурге. В соответствии с практикой, принятой в отрасли морских грузоперевозок, многие порты стали устанавливать тарифы в долларах США, что обеспечило им значительную поддержку в период недавнего обесценения рубля, когда обменный курс вырос с 31,82 руб./долл. в среднем в 2013 г. до 37,97 руб./долл. в 2014 г. и 60,66 руб./долл. в 2015 г. (данные ЦБ РФ).

S&P не отмечает значительного повышения долларовых тарифов портов в последние годы, однако в рублевом выражении они выросли в соответствии с изменением валютного курса. Таким образом, введение контроля или регулирования деятельности портов в любой форме, вероятнее всего, будет направлено на снижение рублевых тарифов и приведет к сокращению показателей рентабельности компаний.

В настоящее время выручка в долларах США обеспечивает естественное хеджирование рисков для некоторых портовых операторов, в том числе для ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП, рейтинг S&P "ВВ-", прогноз "стабильный"), ООО "ДелоПортс" ("В+/стабильный") и ПАО "Дальневосточное морское пароходство" ("SD" - "выборочный дефолт"), значительная часть обязательств которых номинирована в иностранной валюте.

В настоящий момент в рейтингах российских портов S&P не учитывает возможность возврата к тарифному регулированию, поскольку сроки и масштаб изменений пока не определены и неясно, как будут действовать потенциальные механизмы установления или контроля тарифов.


Статьи, публикации, интервью...