Биржевые новости

7 октября 2016 г.  09:04

В ближайшие 3 года пенсионеры продолжат беднеть - проект бюджета ПФР

В ближайшие 3 года пенсионная нагрузка на работодателей будет расти, но уровень жизни пенсионеров - снижаться. Это следует из проекта бюджета Пенсионного фонда (ПФР) на 2017-2019 гг. Как пишут "Ведомости", подлинность документа подтвердили чиновники социального и финансового блоков правительства.

Проект бюджета исходит из сохранения текущей конструкции уплаты пенсионных взносов на следующие 3 года: тарифа в 22% с зарплат до определенной суммы ("потолка") и дополнительных 10% - с зарплат сверх этого лимита. Все взносы поступают в распределительную часть пенсионного бюджета и направляются на выплату страховых пенсий. Восстановление взноса на накопительную часть в проекте бюджета не предусмотрено.

Несмотря на неизменность тарифа, нагрузка на фонд заработной платы будет расти: "потолок" годовой зарплаты для уплаты взносов в ПФР ежегодно повышается и в 2019 г. превысит 1 млн руб. (796 тыс. руб. в 2016 г., 883 тыс. руб., 991 тыс. руб. и 1,1 млн руб. в 2017, 2018 и 2019 гг., соответственно).

Это связано как с прогнозным ростом средней зарплаты, так и с предусмотренным пенсионной реформой повышающим коэффициентом. Если в 2016 г. предельная база для уплаты взносов ограничена размером в 1,8 средней зарплаты, или 66,333 тыс. руб. в месяц, то в 2019 г. взнос будет взиматься с заработков размером до 2,1 среднего по стране - это зарплаты до 91,750 тыс. руб. в месяц. Средняя нагрузка на фонд оплаты труда вырастет с 20,5% в 2016 г. до 21,6% в 2019 г. Сильнее всего - на высокие заработки, так как регрессия будет сокращаться. Например, с зарплаты 100 тыс. руб. в месяц работодатель сейчас платит в ПФР ежемесячно 17,960 тыс. руб., или 18%, в 2019 г. с такого же размера зарплаты он будет платить на 3 п.п. больше - 21%.

Доля средств федерального бюджета в финансировании пенсий, согласно проекту, будет постепенно сокращаться. Но незначительно: в среднем бюджет будет компенсировать около 30% расходов на выплату пенсий (в 2017 г. - 31%, в 2019 г. - 29%). В соотношении к ВВП выплаты страховых пенсий тоже будут постепенно уменьшаться на 0,1 п.п. ежегодно до 7,1% ВВП в 2019 г. Расходы ПФР в целом уменьшатся за трехлетку на 0,5 п.п. ВВП - до 9,2% ВВП в 2019 г.

Индексировать пенсии, согласно законопроекту, предполагается в соответствии с уровнем фактической инфляции предыдущего года. В проекте указана инфляция из прогноза Минэкономразвития: 5,8% в 2016 г., 4,9% - в 2017 г. и 4,4% - в 2019 г. Однако прогноз может измениться: Минфин и ЦБ настаивают, чтобы официальный правительственный прогноз по инфляции соответствовал цели, которую ЦБ намерен достичь и поддерживать - 4% в 2017 г. и далее. В любом случае индексация по инфляции предполагает, что реальный размер пенсий будет поддерживаться около нуля. В 2017 г. реальный рост пенсий, по оценкам Минэкономиразвития, может быть около 3% за счет единовременной выплаты в 5000 руб. в январе (на это потребуется 221 млрд руб.), но по этой же причине в 2018 г. пенсии в реальном выражении снова упадут.

В предстоящие 3 года пенсионеры продолжат беднеть, следует из проекта. По итогам 2019 г. средний размер страховой пенсии вырастет в сравнении с 2016 г. на 11,3% (до 14 081 руб. в среднем за год), среднегодовая инфляция за тот же период - на 14,7%. Отношение средней страховой пенсии к средней зарплате (коэффициент замещения) продолжит падать, так как номинальные зарплаты будут расти чуть быстрее инфляции. С 34,5% в 2016 г. это соотношение в 2019 г. снизится до 32,2%.

В соотношении с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) размер средней страховой пенсии снизится в 2019 г. до 1,42 (1,53 ПМП - в 2017 г., 1,43 - в 2018 г.). Стратегия развития пенсионной системы, принятая правительством в 2012 г., предусматривала рост пенсий до 3 ПМП к 2030 г. В январе 2013 г. в "Основных направлениях деятельности правительства" предусматривался рост пенсий до 2 ПМП к 2018 г. В новой редакции документа, утвержденной в мае 2015 г., информация об этих ориентирах исчезла.


Статьи, публикации, интервью...