Биржевые новости

18 октября 2016 г.  09:38

Минэкономразвития не против продления экспортных ж/д надбавок до 3 лет при расшивке "узких мест"

Министерство экономического развития РФ выступает за продление срока действия экспортных надбавок к установленным железнодорожным тарифам с двух до трех лет, если в инвестиционной программе перевозчика будет зафиксировано положение об обязательной расшивке "узких мест" и указаны источники его финансирования.

Позицию ведомства замглавы департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Василий Шипилов изложил на заседании комитета по тарифному регулированию Совета потребителей услуг ОАО "Российские железные дороги" 12 октября ("Интерфакс" ознакомился с протоколом встречи, который был подписан в понедельник). Фактически в предложениях ведомства идет речь о продлении надбавки на 2017 г.

Экспортные надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В итоге монополия воспользовалась правом повысить ставки в рамках "ценового коридора" по верхней его границе ("+13,4%"). Быстро добиться их снижения (до 1,3%) удалось только угольщикам, хотя недавно монополия вернула их на уровень 13,4%. В дальнейшем РЖД сделали еще ряд точечных тарифных решений по ряду грузов.

Между тем, срок действия этих надбавок составляет 2 года и заканчивается в конце января 2017 г. В связи с этим министр транспорта РФ Максим Соколов предлагал продлить экспортные надбавки еще как минимум на два года. "Если мы возьмем нормальный инвестиционный цикл по любым проектам капитального строительства, получается, что принятие решения, проектирование, экспертиза, конкурсы, строительство, ввод в эксплуатацию (занимают) минимум 4 года", - отмечал министр.

"Мы считаем позицию РЖД вполне обоснованной, чтобы увеличить срок установления этой экспортной надбавки. Поскольку (она) давалась для направлений, где были или есть инфраструктурные ограничения, чтобы снять (их - ИФ), то как раз мы и считаем возможным (надбавку - ИФ) устанавливать на более длительный период. А лучше это сделать в долгосрочном варианте", - говорил при этом чиновник.

Замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов в этой связи говорил, что его ведомство принципиально не против действия экспортных надбавок в будущем. "Продление мы поддерживаем, потому что если (его) не будет, то эффективная ставка тарифов РЖД будет не 4%, как мы поставили вровень с инфляцией, а еще ниже. Это негативно для доходной базы (компании)", - отмечал он. "Мы с грузоотправителями на эту тему общались. Они понимают, что эта возможность будет сохранена. Ее, скорее, отменять в следующем году не планируется", - добавил он.

В то же время, в протоколе Совета потребителей отмечается, что "точечные изменения" в прейскурант регулируемых тарифов "10-01" в представленном РЖД формате поддержки у ведомства не нашли. Исключением стала лишь идея о тарифных поправок в сегменте контейнерных перевозок, которые Федеральная антимонопольная служба РФ признала высококонкурентным рынком.

"Точечные изменения", по замыслу монополии, призваны "сократить тарифные диспропорций" и должны быть внесены до конца 2016 г. Компания предлагает на 4,2% дополнительно индексировать ставки на перевозки в собственных полувагонах для I (низкодоходных грузов) и II классов и на 2,2% - для III класса (высокодоходных грузов), на 2,75% повысить ставки на порожний пробег грузовых вагонов, на 4,2% на все расстояния - для контейнеров. Кроме того, предполагается унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов за счет перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из I во II тарифный класс, газойля - из III во II класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во II тарифный класс.

Согласно документу, РЖД сейчас предлагают 3 варианта индексации для "покрытия предполагаемого дефицита бюджета ОАО". Первый из них предусматривает общее 4,5%-ное повышение ставок при условии точечных изменений в базу 2016 г. и снятия ограничений по сроку действия экспортных надбавок в рамках тарифного коридора, 6,8%-ное - со всеми точечными изменениями и отменой с 30 января 2017 г. экспортной надбавки в 13,4% и 9,6%-ное - без точечных поправок и экспортных надбавок.

Также, по мнению Минэкономразвития, "Российские железные дороги" должны изыскать дополнительные внутренние резервы, в том числе - оптимизировать издержки, чтобы устранить прогнозируемый дефицит своего бюджета.


Статьи, публикации, интервью...